Характеристика политической мысли античности и средневековья
Рассмотрение вопроса об изучении истории политической мысли традиционно выступает в качестве необходимого условия и предпосылки для последующего более детального изучения политологической литературы. В этой связи в рамках настоящей статьи будет проведена общая характеристика различных периодов развития политической мысли от античности до современности.
Прежде всего, следует отметить, что как политическая наука, так и практическая деятельность в политической сфере, в любой исторический период выступают, своего рода, «продуктом» соответствующего времени, поскольку они, с одной стороны, предопределены существовавшими в ту пору социально-политическими проблемами, а с другой – позволяют судить о конкретных решениях и мерах, предпринимаемых политическими лидерами рассматриваемой эпохи.
Во многом именно с этим свойством связана та роль и значение политической науки, которые отводятся ей в современном мире, поскольку исторические формы политического поведения могут быть полезны и в решении современных политических вопросов и проблем прикладного характера.
Следует отметить, что первые попытки осмысления политических процессов и явлений предпринимались еще в далекой древности – в частности, мыслителями описывались социальное неравенство, противоборство, связанное с борьбой за захват и удержание власти, и т.д. При этом в связи с отсутствием обобщенных знаний о государстве и государственной власти, соответствующие прообразы политического знания выражались вовне в виде мифов, религиозные идей, и т.д.
Расцвет политической мысли Древнего мира был связан с эпохой расцвета древнегреческого государства и именами таких философов как Платон и Аристотель. Они, уже используя соответствующий термин, понимали под политикой науку о высшем человеческом и государственном благе, о наилучшем устройстве государства, которое должно привести его граждан к «счастливой жизни». В числе ключевых достижений Платона и Аристотеля, вошедших в историю мировой политической мысли необходимо назвать создание учения о понятии и формах правления и формах государственного устройства.
Политическая мысль средневековья развивалась в русле религиозных традиций, в связи с чем, связана с именами философов-теологов: Августина Аврелия, Фомы Аквинского и других. В наиболее общем виде можно отметить, что их понимание социально-политических отношений, складывавшихся в средневековых государствах, было связано исключительно с отражением небесного божественного порядка, а само по себе государство рассматривалось в качестве результата божественного установления.
Политические идеи Нового времени
Следующих этап в истории политической мысли связывается с периодом XIV-XV вв. – то есть со временем, в которое в странах Западной Европы происходили значительные изменения социально-экономического устройства, связанные, в первую очередь, с постепенным переходом к капиталистическому способу производства.
В этой связи, политическая мысль в рассматриваемую эпоху характеризовалась неоднородностью, а нередко – и противоположностью точек зрения ученых и философов, поскольку одни обосновывали необходимость перехода и окончательного установления нового буржуазного общества, а другие – напротив, критиковали его, что находило отражение, в том числе, в политических трудах того времени.
Кроме того, одна из задач нового класса, формировавшегося в период Нового времени – класса буржуазии, состояла в ограничении абсолютной власти феодальных монархов. Решение соответствующей задачи находилось в прямой зависимости от признания несостоятельными идей о божественном происхождении монархической власти. При этом соответствующие вопросы могли быть решены исключительно в рамках научно-обоснованного политического осмысления.
Одной из наиболее ярких политических концепция Нового времени выступает предложенная английским мыслителем Т. Гоббсом теория общественного договора, в соответствии с которым, единственным возможным легитимным источником власти в государстве выступает сам общественный договор.
Также обратим внимание на идеи французского философа Нового времени – Ш. Монтескье, которые навсегда вошли в историю мировой политической мысли, поскольку именно Ш. Монтескье была сформулирована и оформлена теория о необходимости разделения властей в государстве, как о важнейшем условии недопущения произвола в политическом управлении страной.
История политической мысли в XX-XXI вв.
Проводя характеристику политическим идеям XX-XXI вв. необходимо отметить то, что в данный период на смену масштабным открытиям пришли более детальные, глубокие исследования отдельных политических проблем, выразившиеся, в том числе, в формировании различные теорий и направлений. Большинство из них носило ярко выраженный идеологический характер:
Так, например, основными течениями политической мысли XX в. следует назвать коммунизм (Ленин, Сталин), фашизм (Гитлер, Муссолини), анархизм, социал-реформизм, и т.д.
Во второй половине XX-начале XXI вв., политическая наука движется в направлении формирования методологических течений:
- Институционального, в рамках которого политика понимается и изучается в качестве совокупности властных институтов (наиболее старое течение политологической мысли, утверждающее тезис о том, что основным и верховным носителем власти выступает само государство);
- Функционального, представители которого утверждают, что современная политика представлена не только и не столько органами государственной власти и политического руководства, сколько общественными отношениями и реализуемыми в процессе политически-значимой деятельности функциями;
- Социологический подход: политика – это сфера взаимосвязи и взаимодействия социальных и властных групп, элит и т.д.