Общая характеристика политической философии
Политическая философия является одним из приоритетных направлений, регулирующих политическую деятельность многих государств, в том числе и Российской Федерации.
Политическую философию можно рассматривать в трех аспектах: как область определенных знаний с теории, находящихся на стыке политических и философских наук; как вузовскую дисциплину, предусматривающую задачи по подготовке специалистов гуманитарной направленности в сфере изучения политики; как разновидность политики, характерную для законотворчества и публичных политических выступлений.
Политическая философия занимает немаловажную позицию среди других политических наук в процессе постановки и обоснования определенных политических целей, а также при обсуждении стратегий государства на долгий срок, выборе курса и направлений политики страны на будущие годы.
При этом между политической философией, рассматриваемой в качестве научной дисциплины, и политикой, которая является самостоятельной наукой о процессе властвования, прослеживаются кардинальные различия, касающиеся их целей, методов и функций.
Цель политической философии состоит в поиске предела политических знаний, а цель политики заключается в обладании властью, ее удержании и участие в ней. Для политики характерно мышление, связанное с волевыми установками к достижению поставленной цели, что является чуждым для философии, направленной более на сомнение, рефлексию и критику. Для того, чтобы достигнуть уже поставленную политическую цель, важны критерии целесообразности и эффективности, а не поиск истины и философская рефлексия.
История политической философии
С точки зрения истории можно отметить, что развитие политической и философской мысли происходило одновременно. При этом связь между ними имела различное проявление в зависимости от принадлежавшей странам Запада и Востока специфики цивилизации. Благодаря взаимосвязи философии и политики появлялись различные политические идеи, доктрины, теории, которые получали определенное развитие и, тем самым, изменяли привычный для общества жизненный уклад. Кроме того, они продолжают влиять на все области жизнедеятельности людей и в современное время.
Политическую философию можно назвать не только началом профессиональной научной политической деятельности, но и основой международного политического и культурного наследия, требующего осмысления, изучения и масштабной популяризации самых главных достижений. Знания в сфере политической философии являются показателем уровня политической культуры всего общества.
Можно констатировать, что время, когда развитие политической мысли протекало в форме политической философии, давно прошло.
Во времена появления и развития философии она являлась основным источником политической мысли. Философия на тот момент изучалась в обязательном порядке всеми активистами, кто был включен в политическую жизнь общества. Такие понятия, как политическая деятельность, гражданская позиция и поиск истины являлись для них неразделимыми. Наиболее четко это прослеживалось в философии Древней Греции.
Политическая философия была порядком изменена в ходе эволюции истории – от момента, когда она подвергалась слиянию с политическим управлением, прогнозированием и планированием, до того этапа, когда она стала узкоспециализированной областью науки, о которой знали лишь немногие ученые-интеллектуалы того времени.
Существует ряд причин, которые способствовали такому заметному изменению отношения к политической философии, среди которых можно назвать следующие:
- политика стала относиться к профессиональной деятельности;
- политические науки были отнесены к прикладной области политики;
- политика стала сопровождаться наукой и аналитикой;
- философию стали рассматривать в качестве одной из гуманитарных наук, вузовской и академической дисциплины.
Такая тенденция приобрела все большее развитие в связи с «расщеплением» разных научных областей, что усилило барьер между дисциплинами, в частности, между политическими науками, несмотря на то, что политическая философия как раз и способная к восстановлению общенаучного горизонта.
В этот период (середина XX века) стало происходить целенаправленное и заметное всем вытеснение политической философии из системы приоритетных отраслей научного познания. В качестве аргумента к указанным событиям приводилась необходимость отказа от нее, как от способа познания, являющегося спекулятивным. Считалось, что необходимо закладывать основы политических знаний, соответствующих уровню развития, на котором находятся естественные науки.
Позднее политическая философия возродилась как «феникс возрождается из пепла». Уже более обновленная она продолжила свое позитивное существование. Однако, как было сказано ранее, на сегодняшний день она является недооцененной в политических кругах, что, предположительно, и является причиной всевозможных проблем в области современной политики Российской Федерации.
Главные направления политической философии
Можно отметить, что объект, который изучает политическая философия, совпадает по многим критериям с объектами других политических наук. При этом все они, несмотря на освещение таких важных областей знаний, как господство и подчинение, феномены власти и тому подобное, нуждаются в философском обобщении всех этих аспектов и в использовании принадлежащих философии смыслов и категорий.
Со стороны методологии в политической философии преобладающая роль отдается философскому мышлению, направленному на то, чтобы найти и осмыслить предельные основания знаний о политике. Именно поэтому ведущие позиции из всех направлений политической философии отводятся «поддисциплинам», связанным с важнейшими теориями философии:
- политическая гносеология (учение о познании);
- политическая онтология (учение о сущем, о бытие);
- политическая аксиология (учение о ценностях);
- политическая праксиология (учение о человеческой деятельности).