Понятие глобализации
Глобализация – это процесс всемирной политической, экономической, культурной, религиозной интеграции и унификации.
Изменение структуры мирового хозяйства неразрывно связано с понятием глобализации, так как это хозяйство рассматривается как совокупность отдельных национальных хозяйств, связанных между собой системой политических отношений, международного разделения труда, экономических связей, путем вхождения в мировой рынок, тесного взаимодействия экономики разных стран на основе регионализации и транснационализации.
На основе этого формируется геоэкономика – единая система мировой рыночной экономики. Наблюдается разрушение национального суверенитета государств, которые ранее были главными действующими игроками международных отношений.
Процесс глобализации – это следствие эволюции государственных рыночных систем.
Основные последствия глобализации:
- миграция в масштабах всей планеты;
- разделение труда;
- концентрация рабочей силы в отдельных районах;
- стандартизация экономических и технологических процессов, законодательства;
- концентрация природных ресурсов;
- сближение и слияние различных культур.
Процесс глобализации носит системный характер, он объективный и включает все сферы общественной жизни. Глобализация ведет к тому, что мир становится более зависимым от его субъектов. Наблюдается расширение типов и количества интегрирующихся субъектов, увеличение общих для отдельных государств проблем.
Глобализация подразделяется на экономическую и политическую.
Из истории возникновения глобализации
Вопросы причин возникновения глобализации и ее развития являются спорными и пока окончательно не выяснены.
Так, исследователи разных отраслей указывают разные истоки глобализации:
- историки - рассматривают глобализацию в качестве одного из этапов развития капитализма;
- политологи – связывают зарождение глобализации с распространением демократических движений;
- экономисты - считают, что истоки глобализации лежат в транснационализации финансовых рынков;
- культурологи – указывают на вестернизацию культуры, в том числе и американскую экономическую экспансию.
Ведущую роль в процессе глобализации играет активный рост международной торговли, который можно наблюдать на разных исторических этапах. Впервые термин «глобализация» употребил Карл Маркс в значении «интенсивная международная торговля». На ведущую роль торговли в глобализации указывает и то, что глобализация, которая началась в эпоху Маркса, закончилась в 30-е годы XX века, после того, как развитые страны стали поддерживать политику жесткого протекционизма, что привело к свертыванию международной торговли.
Многие исследователи сходятся во мнении, что глобализация была навязана США всему миру после развала Советского Союза для облегчения проведения корпорациями торговых сделок, различных соглашений, призванных облегчить установление господства над разными национальными экономиками без обязательств перед властями данных наций и народностей.
Концепция глобализации пришла на смену универсализации. Она описывает процессы, являющиеся самопроизвольными, беспорядочными и стихийными, происходящие без участия людей, несущих ответственность за конечные результаты. Глобализация отображает беспорядочный характер процессов, оторванных от суверенных государств.
Объективную интернационализацию, происходящую из многообразия и единства исторического процесса, заменила субъективная глобализация. Вместо биполярного мира сформировался однополярный с преимущественным положением Соединенных Штатов Америки. В корне претерпели изменение политическое, экономическое, правовое, культурное и духовное пространства социального мира.
В ходе глобализации в мире наблюдаются такие процессы, как:
- навязывание Западом своей модели развития общества всем остальным странам;
- транснациональные корпорации стирают национальные границы;
- экономика неразвитых и слаборазвитых стран не развивается;
- игнорируется суверенитет национальных государств, они должны выполнять определенные правила, а в случае сопротивления ил отказа, правители этих стран объявляются диктаторами и, как правило, свергаются.
Глобализация и рационализм
Глобализация стандартизирует, унифицирует, примитивизирует социальный мир. Она формирует рыночное человечество, в котором господствует принцип «война всех против всех». Глобализация подразумевает индивидуализм. Она привела к формированию наднациональных политических, финансовых, юридических, экономических структур, которые предписывали государствам и народам определенный образ жизни и правила поведения.
Рационализм неразрывно связан с интеллектуальным развитием общества. Однако глобализация деинтеллектуализирует людей. История доказывает, что наука и философия могут добиться больших успехов только если они вместе руководствуются рационалистическими формами познания. Деление философии на рационализм и иррационализм является не случайным. Его истоки лежат в основе бытия, представляющего собой единство сознательного и бессознательного, логического и алогичного.
В человеческом обществе на высшем уровне действительности противоположности рационального и иррационального коррелируют с идеалом и действительностью, должным и сущим. Рационалистическое познание ориентировано на действительность, на сущее, в то время как иррационализм, главным образом – на должное. Именно поэтому рационалисты отдают предпочтение познанию бытия.
Рационалистическая философия – это античная философия, на базе которой сформировались классические научные теории. В конце XIX века начинает развиваться иррационализм, наиболее яркими представителями которого стали В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, Г. Зиммель. Крайним нигилистом и иррационалистом был Ф. Ницше.
В современном мире наблюдаются определенные атаки на классический рационализм, на науку и возможности разума к познанию объективной действительности. Усиление иррационализма сопровождается деинтеллектуализацией всего общества. Одновременно наблюдаются широкие возможности для обогащения духовного мира и в тоже время сильнейшее падение общего интеллектуального уровня. Мало кто желает заниматься интенсивной умственной деятельностью. Старые духовные ценности игнорируются или уничтожаются.
Однако исторические факты доказывают, что самые большие достижения в науке и культуре связаны с великими интеллектуалами, которые оставили после себя огромное наследие, изученное и освоенное последующим поколениями (например, крупнейшие интеллектуалы философской мысли – Аристотель, Платон, Декарт, Кант, Локк, Маркс, Гегель и многие другие). Их труды до сих пор служат определенной парадигмой для философских исследований. Шло приращение философских знаний, философский прогресс, чего нельзя наблюдать в настоящее время.
Современная философия, например, постмодернизм, это шаг назад. Негативное отношение к классической философии и ее категориям, разуму, бесконечные и бессмысленные дискурсы не дают никакого приращения знаний. То, что предлагает постмодернизм можно воспроизводить бесконечно, но это не создаст движения вперед. Учение постмодернистов не может являться парадигмой для последующих философских изысканий.
Сторонники глобализации стремятся к созданию единого мирового правительства. В тоже время понятие «мировое правительство» - не более, чем абстракция. В условиях глобализации, когда идет острая борьба и конкуренция за рынки сбыта, существование мирового правительства невозможно. Если даже предположить, что такое правительство может быть создано, оно не могло бы в равной степени защищать интересы и права абсолютно всех государств и народов. Это было бы правительство наиболее богатых стран мира.
Какой выход из сложившейся ситуации видят исследователи:
- отказ от субъективной глобализации;
- возвращение к интернационализации.
Философские категории «возможность» и «действительность» допускают такие условия. Категория возможности допускает переход из одного состояния в другое, категория действительности отображает совершившийся факт. Социальный мир и мир в целом детерминирован, то есть все процессы и феномены причиннообусловлены. Поэтому переход социального феномена от состояния к состоянию возможны. Такая возможность подготавливается путем количественных накоплений постепенно. Переход общества от одной стадии развития к другой происходит длительно. При этом изменения, преобразования и трансформации происходят во всех сферах общественной жизни. Все это ведет к тому, что в обществе происходит качественный значок к следующей стадии общественного развития. При этом происходит превращение возможности в действительность.