Способности политической системы
Политическая система является самостоятельным организмом, политическая система имеет собственные возможности, либо, говоря условно, способностями. Политологи американского происхождения Д. Истон, Г. Алмонд назвали следующие основные способности:
- регулятивная, которая касается управления поведением индивидов и групп, то есть ведение норм, действие администрации и т.п.;
- экстракционная, которая связывается с добычей необходимых для собственного функционирования экономических и иных ресурсов;
- дистрибутивная, выраженная в способности распределения и перераспределения ресурсов, благ, услуг, знаков отличия и прочего;
- реагирующая, которая связана с необходимостью непрерывно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон достаточно обоснованно добавил пятую, такую же существенную, а возможно, важнейшую способность: самостоятельной регуляции, которая характеризует внутреннюю, выделенную на себя управляемость.
Способности осуществляются в функциях системы политики, или по-другому, в главных ее разновидностях деятельности. Последние определены ролью, которую объективно призывается играть система политики в общественной сфере. А именно: обеспечить сосуществование этого общества в форме единого самостоятельно управляемого организма социума.
Функции политической системы
Функциональный подход анализа системы политики вмещает в себя уровни: рассмотрение взаимного действия системы с обществом в целом, в ее внутренней жизнедеятельности, в ее охране и адаптации. Конечно же, они являются взаимосвязанными, они взаимно проникают, и в реальной жизни в основном представляют стороны (аспекты) разнообразных видов деятельности институтов политики.
Функции системы политики, которые обращаются в большей степени к иным подсистемам общества:
- Обеспечение власти политики конкретной социальной группы либо большинства членов этого общества, государства. Система политики есть институциональная, упорядоченная, закрепленная нормами, форма бытия власти. Через институты, которые образуют систему политики, реализуется легитимация власти, реализуется монополизация издания законов, которые имеют общеобязательный характер, и применение мер принуждения в их исполнении. Система политики, по мнению Г. Алмонда, - это легитимная, удерживающая порядок либо трансформирующая система в обществе.
-
Политическая система, то есть управляющая система. Она урегулирует общественные отношения, занимается управлением разнообразными областями жизнедеятельности людей в интересах конкретных социальных групп либо большинства населения. Объем функций управления, формы, масштабы и методологии управленческой деятельности институтов политики находятся в зависимости от типов систем общества. Таким, сфера влияния институтов политики в современных развитых странах капиталистического типа на экономику является более узким, чем в государствах социалистической направленности.
Эта особенность обусловливается двумя обстоятельствами. В позитивном плане: в идеале социализм предполагает, сознательное массовое творчество. Политика в форме организации массовой деятельности призывается здесь становиться важным фактором прогресса исторического типа. В действительности негативная роль политики и институтов в государствах, которые сделали социалистический выбор, стала деформированной, чрезмерной. Институты политики в большей мере поглощали общество, так как его организации социума не развиваются в значительной степени, и уступают собственные роли структурам государства.
-
Система политики исполняет функцию интеграцию в обществе: обеспечивает конкретное единство всех групп социума и уровней населения, потому как это является необходимым для сохранения статуса общества. Она соединяет данные группы социума и слои вокруг общих социальных, политических целей, а так же ценностей, что задает возможности реализации как интересы систематики в целом, так и интересы конкретных групп. Политическая система, по мнению П. Шаран, является системой взаимного действия, встречающейся во всех независящих обществах, выполняющая функцию их адаптации и интеграции при помощи применения либо угрозы применения какого-то легитимного принуждения.
- Одна из важных функций политической системы - воссоздание важнейших политических условий для прогрессии и функционирования экономики, то есть правовое закрепление форм собственности на средства производства, обеспечение одного пространства экономики, проведение политики налогового типа, урегулирование финансовой системы и т.д.
-
Защита этого общества, ее членов от различного рода разрушающих воздействий - внутренних и внешних. Речь заходит о защите от элементов деструкции, включив группы криминального типа, которые приобрели в настоящее время международный характер, от внешних агрессивных факторов - военного, экономического, идеологического, информационного, наконец, от катастрофы в экологической сфере.
Восхождение на следующий внутренний уровень функционального системного анализа - представляется рассмотрением видов ее деятельности, которые сопряжены с реализацией отмеченных функций. Р. Алмонд и вместе с Р.-Ж. Щварценберг и П. Шаран соединяют их в группировку функций конверсии, то есть преобразующих. Речь пойдет о тех преобразовательных воздействиях, которые реализуют институты на «входе и выходе» системы:
- агрегация и артикуляция интересов, что обозначено процессом выражения, предъявления и обобщения интересов социума при разработке политических решений;
- нормотворчество, то есть разработка системы норм и правил;
- использование норм и правил;
- контроль над соблюдением правил и норм;
- политическая коммуникация.
Три последние функции являются сферой деятельности институтов власти государства. Функция «5» в значительной мере осуществляется негосударственными организациями, в том числе и партийными ячейками.