Борьба за равноправие всех без исключения групп социума стала неотъемлемой частицей человеческой истории современного периода. Наиболее массовым движением против дискриминации традиционного типа является феминизм. В процессии собственного развития борьба за женские права родила большое число социологических теорий.
Термин "интерсекциональный феминизм" был введена Кимберли Уильямс Крэншоу, являющейся профессором юриспруденции, писательницей и гражданской активисткой. Данное понятие обладает тесной связью со сформулированной ею теорией пересечений. Теория Крэншоу состоит в том, что личность может обладать несколькими социальными идентичностями, образующими единое целое. Критерии принадлежности к каким-то группировкам базируются на таких признаках, как:
- Раса;
- Пол;
- Финансовое благополучие;
- Наличие ментальных и физических заболеваний;
- Сексуальная ориентация;
- Религия;
- Возраст.
Согласно данной теории, проблематика чернокожих женщин в США остается малопонятной для представителей иных частей общества, потому как уникальная идентичность афроамериканок сформирована как результат пересечения двух элементов:
- Гендерного;
- Этнического.
Сущность исследований Крэншоу
Центральной темой исследований Крэншоу были тенденции к угнетению и дискриминации разнообразных групп социума. Согласно мнению гражданской активистки, шовинизм никогда не может быть выборочным. Сексизм, расизм, религиозная нетерпимость и гомофобия имеют тесную взаимосвязь. Крэншоу полагает, что все формы дискриминации являются частями единой системы угнетения. Если общество допустит ограничение прав конкретной группы, то в последующем данная тенденция распространится на представителей иных меньшинств.
По логике интерсекционального феминизма, самой ущемлённой частью социума США являются чернокожие гомосексуальные женщины, потому как они имеют максимальное количество признаков, становящихся типичными причинами гонений.
Исторические предпосылки возникновения интерсекционального феминизма
Движение за равноправие полов родилось в 19 столетии. Активисты его выражали протесты против такого положения вещей в общественной среде, при котором принадлежность полового типа являлась главным фактором, который определяет человеческую судьбу. Но на наиболее ранних ступенях идеология борьбы за равноправие женщин и мужчин значительным образом разнилась вкупе с интерсекциональным феминизмом. В кругу движения происходила расовая сегрегация и деление по экономико-социальным признакам. К примеру, в США борьба шла исключительным образом за увеличение объема прав белокожих женщин, которые принадлежали к среднему общественному классу. Эти обстоятельства оказывали помощь в понимании, что такое интерсекциональный феминизм в связи с чем его возникновение являлось неизбежным.
Очевидный факт, что женщины не являются целиком однородной частью человечества. Следовательно, конкретно взятая социальная и этническая группа не имеет способности должным образом отразить их интересы. Невозможно это в связи с разным жизненным опытом, о котором говорит интерсекциональный феминизм. Дискриминация, что испытывается белокожими женщинами среднего класса, существенным образом отличается от дискриминации малообеспеченных афроамериканок.
Согласно мнению ряда ученых, теория интерсекционального феминизма привнесла громадный вклад в развитие социологии. До её возникновения мало кто задумывался о существовании в общественной среде сложной системы подавления и субординации.
В ходе второй половины 20 столетия традиционные христианские ценности морали медленно утрачивали силу в государствах западной цивилизации. Отказ от предыдущих нравственных ориентаций оказывал влияние на культурные особенности и интерсекциональный феминизм. На фоне образования в общественной среде толерантного восприятия лесбийских взаимоотношений распространялось мнение о том, что женские интересы не должны представлять только гетеросексуальные феминистки.
Исследования К. Крэншоу изначально посвящались проблематике чернокожих женщин в США. Она стремилась доказать, что несправедливое отношение, с которым сталкиваются чернокожие американские жительницы, является комбинацией сексизма и расизма. Крэншоу отмечает, что привлечение общественного внимания к их положению представляется довольно-таки непростой задачей. Остальные члены социальной сферы с трудом понимают жизненные ситуации афроамериканских жительниц. К примеру, традиционные призывы обращаться к полиции за оказанием помощи при возникновении ситуаций с домашним насилием не обладают для них смыслом, потому как представители правоохранительных органов США склоняются к проявлению излишней жестокости по отношению к чернокожим.
Крэншоу выделила три важнейших аспекта интерсекционального феминизма. Участники движения, во-первых, обязаны демонстрировать общественной среде отличительные особенности домашнего насилия, которое совершается в отношении цветных женщин. Во-вторых, существует необходимость выявления причин неэффективности, принятых политическими властями антирасистских и феминистских законов. В-третьих, необходимо оказывать активное препятствие образованию в популярной культуре не обладающего никакого отношения к реальной жизни искажённого образа типичной чернокожей женщины.
В конце 20-го столетия социолог Патриция Хилл Коллинз привнесла свой немаловажный вклад в развитие и популяризацию идеологии Крэншоу. Она явилась автором множества книг, которые рассказывают про интерсекциональный феминизм. Труды Коллинз основным образом посвящаются нахождению путей практического использования идеи гендерного равенства с целью фундаментального изменения общественной среды.