Понятие диктатуры
Диктатура - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота власти государства сосредотачивается в руках единственной политической позиции, которая принадлежит либо одному человеку, то есть диктатору, либо правящей группировке лиц, то есть союзу, партии, классу и т. д.
Со стороны политологии, диктатура представляется формой осуществления власти, при которой правитель либо управляющая группировка, независимо от властной формы, независимо от формы отношения к власти, реализует собственное управление прямым, директивным путём. Независимость такой формы реализации власти от формы власти и формы отношения к власти ярким образом отражает пример системы политики, которая возникла как итог Великой французской революции: формой власти представлена республика, формой отношения к власти является демократия, формой осуществления власти представлена диктатура.
Функционирование диктаторского режима сопровождено репрессивными либо радикальными мерами, направленными против политических оппонентов, и жёстким давлением или устранением каких-либо прав и свобод граждан, каким-либо образом противоречащим позициям такого режима.
Оптимальность и эффективность такой формы реализации власти зависят от множества факторов, в том числе от:
- принятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти;
- объективной ситуации;
- формы отношения власти и общества;
- формы идеологической обоснованности власти.
На сегодняшний день диктатурой традиционно называют властный режим единственного лица или группировки лиц в противопоставлении народу, которые не ограничены законодательными нормами, не сдерживаемы какими-то политическими или общественными институтами. Несмотря на то, что часто в условиях этой диктатуры сохранены отдельные институты демократии, их настоящее воздействие на политику сведено к минимуму.
Формы и виды диктатуры
В настоящее время основными формами, в которых могут проявляться диктаторские системы политики, представлены авторитаризмом и тоталитаризмом. Последний из названных обладает наиболее историческим значением, он относим преимущественным образом к конкретным режимам середины - конца 20 века, в тот период как первый активным образом применяется для характеристики современных стран с высокоцентрализованным управлением, которые ассоциируются в основном с третьим миром. Не акцентируя внимание на наличие общих черт, которые продиктованы родовой близостью, эти две формы обладают также и рядом отличий, которые не позволяют смешать их меж собой.
Если в границах тоталитарной системы страна, ее руководящие органы, экономика, общество, идеология и иные элементы социума создают единое образование, то авторитаризм охарактеризован наименьшей степенью подавления разнообразных аспектов жизни общества.
Например, государство, хоть и пользуется неспособностью гражданского общества оказать сопротивление власти, но, тем не менее, не применяет никаких мер, которые бы направлялись на прекращение его существования.
Сохранена некоторая свобода действий в сфере экономики, в области личностных убеждений, то есть «дозированное инакомыслие», допущены различия классовости в определенном роде, могут осуществлять деятельность партии альтернативного толка и парламент.
Кроме этого, если при тоталитаризме власть сконцентрирована в руках конкретной организации или группировки, к примеру, партии политики, то ядром полномочий власти при авторитарной форме представляется само государство как таковое. В силу вышесказанного, смена политического авторитарного режима на демократическую форму общества не обязательно несет в себе радикальные изменения всей системы общества в целом, в тот момент как при демократизации тоталитарной формы социума такого образа модификации являются неизбежными.
Авторитарные режимы являются неоднородными, также могут подвергаться классификации. В частности, необходимо различать следующие виды:
- полномочия власти принадлежат группировке наиболее обеспеченных в финансовом плане семейств, контролирующих как политику, так и экономику страны. Подобные варианты не редки, для Латинской Америки;
- лидерство содержит национальная буржуазия как класс «новой олигархии», которая довольно часто действует совместно с военными структурами. Данная модель наиболее часто отмечается в государствах Африки;
- глава государства - монарх, который передает власть наследственным образом; формально государство является монархией, но на самом деле есть основания для классификации его как авторитарного режима. Подобное нередко на Ближнем Востоке; в зависимости от определенной специфики монарх может одновременно быть религиозным лидером;
- авторитарные государства иногда разделяются на основании того, сколь жестко или, наоборот, свободным образом устроена вертикаль власти;
- в отдельную форму выделена также военная диктатура, которая является характерной для ряда развивающихся государств.
Иногда замечены случаи, когда разговор об однозначном соответствии устройства общества какому-либо иному типу не представлено возможным по каким-либо причинам — например, в силу того, что государство находится в процессе переходного периода, ещё не успело достигнуть конкретного системного этапа в собственном развитии. В этих случаях режим может быть определен смешанным, либо промежуточным; зависимо от конкретных отношений используются термины «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия».
Невзирая на общие диктаторские наклонности, в их числе — к использованию силы, такой режим допускает частную собственность, устремлен опереться на конкретные расслойки общества, в которых находится в поисках поддержки; в стране присутствуют либеральные составляющие, а э устройство экономики общества задает условия для их последующего развития: чем более активно модернизируется экономика, тем более сильно развиваются тенденции к демократии.
Исторический аспект предусматривает существование гибридных режимов, объединявших в себе некоторые черты тоталитаризма и авторитаризма, примером этому является режим Франко в Испании 30-х годов 20 века.