Характеристика соотношения религии и демократии
Особенностью исторического развития человечества выступает то, что религия на всем его протяжении оказывала значительное влияние на государственно-правовые и политические отношения и институты. Более того, религиозный фактор во многом также влиял на процессы становления соответствующих категорий.
При этом говоря о характеристике соотношения именно демократического режима с религиозными устоями того или иного государства представляется целесообразным подчеркнуть, что оказывая непосредственное воздействие на менталитет и сознание граждан, религия может как способствовать процессу демократизации общества, так и препятствовать ему.
Так, например, в соответствии с существующей в науке точкой зрения, те религии, в основание которых положены идеи индивидуальной свободы и ответственности, равенства членов общества, отрицание общинности и иерархичности (например, протестантизм) оказывают благоприятное воздействие на утверждение демократического правления.
В свою очередь, те религии, которые минимизируют свободное пространство личности, ограничивают варианты выбора, и, в конечном итоге претендуют на совершенство и окончательность, безусловно регламентируя личную и общественную жизни своих последователей, напротив – препятствуют распространению и утверждению в обществе демократических начал.
В частности, отмечается антидемократичность православной социально-политической мысли. При этом к соответствующим выводам приходят не только представители политической науки, но и сами священнослужители.
Так, например, в 1939 г. Архиеписком Серафим заявил о том, что православная церковь не может принимать идеи народовластия, поскольку оно не является властью угодной Богу. Схожие, отчасти справедливые, но не бесспорные высказывания предлагались и в XXI в., под видом предложения отказаться от затратных в материальном отношении процедур выборного формирования органов государственной власти, и направить соответствующие средства на повышение уровня жизни граждан РФ
Свобода вероисповедания как демократическая ценность
В качестве одной из основополагающих ценностей любого демократического государства, провозглашаемой на самом высоком законодательном уровне выступает свобода вероисповедания, предполагающая право граждан исповедовать любую религию, или не исповедовать вовсе.
Такой подход, в том числе, способствует реализации начал светского государства, в которой церковь отделена от государства. Говоря о данном признаке государства, зачастую акцентируют внимание только на его значении для государства (в том числе демократического), однако представляется обоснованной точка зрения о том, что отделение церковной системы от государственного аппарата, в том числе, в интересах самой церкви.
Иными словами, говоря о принципе свободы вероисповедания в демократическом обществе, следует подчеркнуть:
- Подлинно демократический режим предполагает сохранение независимости государства и религиозных институтов по отношению друг к другу, проявление их взаимного уважения, поддержания определенного взаимодействия, при недопустимости оказания решающего воздействия на принятие разного рода решений;
- Задачей демократического правительства выступает защита и обеспечение религиозного разнообразия;
- Реальное обеспечение и гарантирование свободы вероисповедания в стране способствует повышению уровня легитимности государственной власти и ее поддержки со стороны населения;
- Отсутствие внутригосударственной религиозной дискриминации обеспечивает демократическому государству возможность вовлечения в сложные надгосударственные отношения, в том числе с теми государствами-участниками мирового сообщества, внутри которых обнаруживается влиятельная религиозно-политическая традиция.
Иными словами, анализ содержания и некоторых особенностей свободы вероисповедания позволяет сделать вывод о том, что динамичная и разнообразная религиозная среда, безусловно, оказывает положительное влияние на процессы становления подлинно демократического общества.
Взаимоотношение религии и государства в некоторых зарубежных странах
Несмотря на обозначенную ценность идейного плюрализма для целей становления демократических основ государственного управления представляется справедливым отметить, что действующее законодательства ряда европейских государств, в силу преобладающих исторических предпосылок, содержит в себе указание на придание какой-либо религии статуса государственной. Рассмотрим подробнее некоторые конкретные примеры о разрешении вопроса о соотношении церкви и демократического государства:
В действующих Конституциях Швеции и Норвегии закрепляется правило, в соответствии с которым лютеранство признается государственной религией, а король – соответственно главой лютеранской церкви. Однако данный пример следует оценивать с определенной долей условности, поскольку парламентская форма правления в соответствующих государствах не предполагает наделение короля широкими государственно-властными полномочиями, ограничиваясь, преимущественно представительскими функциями. Кроме того, признание лютеранства в качестве государственной религии не означает запрет или любого рода дискриминацию всех иных конфессий;
Схожее положение обнаруживается в политической системе Великобритании. При этом, как известно, в Великобритании отсутствует писаная Конституция, однако исходя из содержания иных действующих в настоящее время нормативных правовых актов, можно сделать вывод о признании англиканской церкви в качестве государственной, и наделение короля (Королевы) статусом ее главы;
В Бельгии и Германии на законодательном уровне не одна религия не признается в качестве официальной, однако там сформированы четыре признаваемые государством общины, сформированные по конфессиональному признаку – еврейская, мусульманская, католическая и протестантская.
Исходя из того, что все названные государства в настоящее время обоснованно признаются демократическими можно сделать вывод о том, что сам по себе факт не отделения церкви от государства не противоречит демократическим идеалам, поскольку в действительности пагубным выступает противоречащее воле народа навязывание какой-либо религии или насаждение атеизма.