Начало современного антимилитаризма можно наблюдать в древней философии Просвещения. Ключевой её идеей был вечный мир, при котором любое государство могло стать независимым и превратиться в федерацию стран, не имевших собственных армий, посредством чего обеспечивалась свобода передвижения. Это намерение не было осуществлено в полной мере, однако некоторые его постулаты учитывались дипломатами 20 столетия при формировании Евросоюза и ООН.
Антимилитаризм — политическое движение и учение, которое было создано против концепций милитаризма.
Антимилитаристскую идеологию на сегодняшний день исповедуют многие анархисты, социалисты, либертарианцы и экологические активисты. Антимилитаризм не стоит смешивать с пацифизмом, отвергающим любое насилие. Данное направление признает право на необходимую самооборону, как классовую, так и индивидуальную, но выступает против монопольной власти государства на империализм, насилие и пропаганды ксенофобии или национализма, а также воинской повинности. Представители антимилитаризма выступают за решение любых межгосударственных проблем и вопросов только мирным путём.
Антимилитаризм уходит корнями в глубь истории социума, который постоянно находился под влиянием социальных противоречий. Антимилитаристская система в более широком смысле характеризует собой всякое отрицание, на практике или в теории, военной службы и войны. Хотя за весь период всемирной истории «текст исторического рассказа был получен войною и только примечания к тексту мирным путем », но всё же, аналогично войне, стара как мир и сама идея мира.
Развитие антимилитаризма
Центральным этапом развития антимилитаризма был рубеж 19-20 столетий, когда перед Первой мировой войной большинство европейских правительств вели достаточно активную милитаристскую пропаганду и гонку необходимых вооружений. Против неё выступили такие известные социалисты, как Жан Жорес (Франция), Карл Либкнехт (Германия), Цет Хёглунд (Швеция). Указанные философы рассматривали боевые действия и войну как мощное орудие капитализма и пытались в своих работах предостеречь власть от возможных негативных последствий.
Стоит отметить, что в 1908 году Ленин в своей статье «Антимилитаристская тактика и воинствующий милитаризм социал-демократии» анализировал общественное мнение, представленное ранее на конгрессе социалистов в городе Штутгарте, участники которого отрицали потребность развития антимилитаризма и признавали право на обязательную оборонительную войну. Некоторые представители указанного съезда, напротив, угрожали объявить забастовку в случае любых военных действий.
Тем же смыслом была наполнена и статья Жореса, в которой писатель приветствовал формирование новой Антанты как гарантии мира на территории Европы. По мнению Ленина, пролетариат обязан поддерживать не оборонительные действия, а те способы, посредством которых можно укрепить потенциал рабочего класса. Одновременно будущий вождь не понимал многочисленные союзы европейских государств с Россией, считая эту страну консервативной и жестокой к своим подданным.
В начале 20 столетия было создано десять крупных антивоенных и антимилитаристских организаций, а в Советском Союзе принципы антимилитаризма постоянно звучали в выступлениях самых ярких представителей власти, даже в период «ядерной гонки».
Вскоре антимилитаристская идеология нашла свое отражение в литературе, музыке и изобразительном искусстве.
На сегодняшний день специалисты выделяют такие вида исследуемого направления:
- религиозный;
- анархический;
- социалистический;
- пацифистский;
- правительственный.
Все типы антимилитаризма достаточно многогранны по своей структуре, поэтому необходимо более тщательно рассмотреть хотя бы несколько основных видов этого уникального движения.
Религиозный антимилитаризм
Впервые в истории европейских стран практическая антимилитаристская система была представлена в форме религиозной, в связи с востребованным в те времена христианским учением. Античное общество со своими национальными религиями и обычаями выступало против принципов антимилитаризма, считая его крайним развитием государственности, которое полностью поглощает личность.
В их философских концепциях на одной из первых позиций в ряду главных добродетелей всегда стояли «мужество и отвага». Известный философ Платон мечтал о мирном острове под названием «Атлантида», но он, в согласии с другими мудрецами древности, утверждал, что «война по естественным законам природы царит между странами». В частности, для подчинения варваров любые боевые действия будут законными и необходимыми. Вскоре историк Вописк, не без влияния более стабильного учения ранних стоиков, подобно другим ученым думал о времени, когда никто не будет выпускать оружия, а конь никогда не узнает сражения. Указанные идеи связывали будущее с насильственным применением римского владычества во всем мире.
Христианство, как одна из вселенских религий бесконечного совершенствования, как определенное мирное учение «не от мира сего», поставило данный вопрос совершенно иначе. Христианство первых трех столетий относилось к военной службе крайне отрицательно, связывая войну и боевые действия с господствующим в те времена языческим культом.
Однако постепенно христианство начало проникать в войска, подчинив себе тех, кто на добровольной основе решил посвятить себя военной службе, следовательно, ригоризму принципа вскоре пришлось сделать определенную уступку жизни.
Религиозный антимилитаризм мог сохраниться и развиваться только в стороне от методов деятельности господствующей церкви, в сектантстве. Ряд народных организаций, которые охватывали общество религиозным и этическим возбуждением, выставлял своим основным лозунгом полный антимилитаризм.
Правительственный антимилитаризм
Логическим итогом комплексного действия всех указанных влияний и явлений, а также собственного сознания государственных принципов выступил ряд практических методов и мер со стороны действующих правительств, которые пытались ограничить и гуманизировать войну. В совокупности эти действия были названы правительственным антимилитаризмом.
С масштабным развитием международного общения и ростом культурных сообществ сформировалось новое право, в особенности — право войны, упрочились все системы объединений, возникали стабильно нейтральные государства, предоставляющие международную гарантию, всё чаще использовались третейские суды между странами.
Но если идеи и принципы антимилитаризма, захватывая целые общественные организации, оказывали существенное влияние с момента своего существования и положительно влияли на прогрессирование форм международной жизни, то общий ход мировой истории остается неизменным: война, как и ранее, продолжает «писать собственную историю», а мировая политика современности далека от осуществления установленных идеалов антимилитаризма.
Несмотря на пропаганду «вечного мира» и «братства народов», глобальное развитие вооруженных сил идет усиленным темпом, введение воинской всеобщей повинности официально признается важной потребностью государственной обороны, где промышленная конкуренция формирует другие поводы для возникновения новых войн — «борьбу за мировые рынки».