Понятие и значение трудового воспитания
Трудовое воспитание – это педагогическая деятельность, ориентированная на формирование у воспитанников общетрудовых навыков и умений исполнять элементарные трудовые поручения, формирование психологической готовности к труду, развитие качеств трудолюбия, ответственности и уважения трудовой деятельности, осознание значимости и важности труда.
Трудовое воспитание способствует физическому, интеллектуальному и нравственному развитию воспитанника. Оно формирует основы эстетического поведения и повышает общий уровень культуры.
Трудовые навыки и умения не заложены в человеке природой. Их необходимо развивать и воспитывать с ранних лет.
трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Цель трудового воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Начиная с раннего возраста, ребенку необходимо давать элементарные трудовые поручения, чтобы сформировать любовь к труду и дать понять, что труд необходим, как для самого человека, так и для общества в целом. Каждый человек вносит свой вклад в развитие общества, посредством трудовой деятельности.
Трудовое воспитание имеет важное значение в воспитании и развитии подрастающего поколения.
Трудовая деятельность активизирует у ребенка эмоциональную сферу. В ходе трудовой деятельности, ребенок испытывает чувство радости, которое является могучей воспитательной силой. В труде происходит проявление духовной сферы человека, формируется духовное богатство личности.
В трудовой деятельности происходит самовыражение и самоутверждение личности. Ребенок удовлетворяет свои потребности, а успехи в труде приносят ему чувство гордости и радости. Все это, воспитывает личность, делает ее социально зрелой, духовно развитой, формирует многие физические качества человека, активизирует его мышление.
Трудовое воспитание не может быть реализовано хаотично. Этот процесс должен носить регулярный характер и быть поэтапным.
Условия организации трудового воспитания дошкольников
Педагогический потенциал трудовой деятельности огромен. Однако, только правильная организация труда позволяет оказать на ребенка должное воспитательное воздействие.
Чтобы познать, что представляет собой труд, необходим личный опыт трудового участия. Ребенок должен приобрести опыт самостоятельного выполнения посильных ему трудовых операций. Конечно, трудовое воспитание реализуется под умелым руководством взрослого, который демонстрирует ему свой пример трудовой активности, учит выполнению различных трудовых операций, помогает в приобретении трудовых навыков.
Организация трудового воспитания требует от педагога:
- Объяснять и постоянно подчеркивать социальную значимость трудовой деятельности.
- Использовать такие трудовые операции, которые доступны для выполнения ребенком конкретного возраста.
- Развивать навыки применения тех или иных инструментов, орудий трудовой деятельности.
- Исключать перенагрузку и перенапряжение ребенка в ходе трудовой деятельности.
- Формировать навыки самостоятельного выполнения трудовых заданий. Постепенно следуют увеличивать их сложность и количество.
- Развивать мотивацию к трудовой деятельности.
- Создать благоприятный микроклимат в коллективе и развивать уважительные отношения между его участниками, уважение к своему и чужому труду.
- Создать эстетически привлекательный уголок, в котором будет проходить трудовая деятельность.
Средства трудового воспитания дошкольников
Средства трудового воспитания дошкольников представляют собой разнообразные ресурсы, инструменты и оборудование, которые формируют у детей понятие о трудовой деятельности, представление о труде взрослых, важности выполнения трудовых операций и воспитания положительного отношения к трудовой деятельности.
Посредством различных средств и приемов, детей приобщают к выполнению элементарных трудовых операций различного рода. Таким образом, дошкольники получают собственный трудовой опыт и формируют потребность в дальнейшем совершении трудовых операций.
К основным средствам трудового воспитания относятся следующие:
- Знакомство с трудом взрослых. Педагог рассказывает и демонстрирует детям разновидности трудовой деятельности, важность выполнения конкретных трудовых операций, значимость труда представителей разных профессий. Объяснение педагога должна давать детям представление о целевом назначении и значимости трудовых операций;
- Обучение трудовым навыкам, планированию, организации и практическому исполнению трудовых операций. Происходит обучение детей выполнению различных трудовых действий, правилам и приемам использования различных инструментов, совершения каких-то операций;
- Организация трудовой деятельности детей в доступном для их возраста содержании.
Труд дошкольников можно разделить на четыре основные разновидности:
- Самообслуживание. Этот труд представляет собой соблюдение элементарных гигиенических норм: уход за собой, умывание, чистка зубов, смена одежды и т.д. Такой труд имеет важное воспитательное значение: он позволяет усвоить навыки, которые являются необходимыми в жизнедеятельности каждого человека и довести их до автоматизма, превратив в привычку.
- Хозяйственно-бытовой труд. Он ориентирован на приучение детей к порядку. Дети учатся убирать помещение, подготавливать рабочее место, помогать взрослым в готовке, уборке, выполняют разнообразные поручения: поход в магазин за хлебом, вынос мусора и т.д.
- Природный труд. Дети учатся ухаживать за растениями и животными. Это является средством не только трудового воспитания, но и экологического развития подрастающего поколения. Дошкольники учатся бережному отношению к природе и ее объектам, познают устройство природы и стремятся к сохранению ее многообразия.
- Ручной труд. Такой труд знакомит детей с некоторыми инструментами и оборудованием. Дети могут выполнять поделки из природных материалов, лепить, конструировать. Такой труд развивает навыки практической бытовой деятельности, учат бережному использованию предметов и объектов, поскольку в случае их поломки потребуется применить усилия для их починки.