Причины нарушений сенсорного развития ребенка
Сенсорные системы – это системы органов чувств, которые осуществляют перевод внешних ощущений в субъективное восприятие.
Формирование и развитие сенсорной системы, а именно ее отдельных анализаторов осуществляется на протяжении всей жизни. Успешность развития анализаторов зависит от того какие усилия прилагается для этого человек. Сущность сенсорного восприятия во многом зависит от работы ее анализаторов.
Анализатор – это функциональная единица, которая является ответственной за прием и последующий анализ определенной сенсорной информации (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной и т.д.).
Таким образом, сенсорная система – это часть нервной системы, которая является ответственной за восприятие.
Состав сенсорной системы представлен рецепторами и нервами, которые получают сигналы из головного мозга и осуществляют их обработку.
Выделяют следующие сенсорные системы:
- Вестибулярная
- Двигательная
- Тактильная
- Зрительная
Данные системы (анализаторы) «информируют» ЦНС ребенка об особенностях движения и создают совокупное представление о положении его тела в пространстве.
Основной причиной нарушений в сенсорном развитии детей является детский церебральный паралич (ДЦП). У детей отмечается снижение слуха, в результате которого развивается дизартрия (нарушение произношения звукового ряда). Ребенок не употребляет в своей речи такие звуки как «т, с, к, э, п, ш, ф», так как он их попросту не слышит. В дальнейшем все указанные нарушения оказывают негативное влияние на процесс обучения, а конкретно на овладение письмом и чтением.
Кроме того, при нарушении сенсорного развития у детей отмечается недоразвитие фонематического слуха. Любое из нарушений слуха приводит к тому, что у ребенка возникает задержка речевого развития или грубое недоразвитие речи.
Помимо ДЦП, нарушения в сенсорном развитии отмечается у детей с умственной отсталостью. Умственная отсталость оказывает отрицательное влияние не только на психическое, но и на физическое развитие и здоровье ребенка, приводит к различной степени интеллектуального недоразвития. При обнаружении нарушений в сенсорном развитии необходимо как можно раньше обратиться за помощью к специалистам (психологу или неврологу).
Таким образом, основными предпосылками нарушений сенсорного развития детей являются нарушения в той части нервной системы, которая отвечает за восприятие.
К нарушениям сенсорной системы, относят следующие нарушения:
- нарушение зрения
- нарушение слуха
- нарушение опорно-двигательного аппарата
Причинами, которые «запускают» заболевания, оказывающие негативное влияние на сенсорное развитие ребенка, могут быть различные травмы (особенно спины или головы), вирусные и инфекционные заболевания (как перенесенные ребенком при жизни, так и внутриутробно). Наибольшее негативное влияние оказывают заболевания, которые переносятся женщиной во время беременности, среди них особое место занимают краснуха, цитомегаловирус и венерические заболевания. Кроме того, нарушения в сенсорном развитии отмечается у недоношенных детей.
Нарушения в сенсорном развитии характеризуются:
- отсутствием у ребенка реакции на свет и звук;
- различной степенью нарушения речи;
- невозможность произвольного выполнения движений.
Дети, у которых отмечаются сенсорные нарушения, при общении стараются привлечь внимание к себе посредством движений, во время разговора внимательно следят за губами собеседника, их речь затруднена, а часть звуков они произносят не верно, либо же звуки и вовсе «выпадают» из их речи. В том случае, если нарушения ЦНС серьезны, то ребенок не может передвигаться без посторонней помощи.
Классификация сенсорных нарушений у детей
В настоящее время классифицируют следующие формы нарушений в сенсорном развитии:
Эмоционально-сенсорные нарушения – отмечается ухудшение восприятия, внимания и мышечной чувствительности.
Внимание, особенно в стрессовых ситуациях и при напряжении, затруднено и рассеяно. Осложняется его переключаемость и значительно сокращается объем.
Низкая тактильная чувствительность, раскоординация движений и снижение их точности.
Зрительная агнозия – отмечаются нарушения в работе зрительного анализатора, вызванные нарушениями в задних отделах больших полушарий головного мозга.
Зрительная агнозия подразделяется на несколько форм:
- предметная агнозия – является одной из наиболее распространенных, при данной форме агнозии ребенок адекватно воспринимает и описывает отдельные части и признаки предмета, но при этом у него затруднено понимание смысла данного предмета в целом;
- оптико-пространственная агнозия – отмечаются затруднения в ориентировании в пространстве, трудности при понимании изображений, особенно если изображения содержат пространственные свойства предмета;
- цветовая агнозия (дальтонизм – не цветовая агнозия) – нарушение в восприятии цветовой гаммы, ребенок не может правильно назвать цвет, но при этом у него сохранено цветоощущение;
- симультанная агнозия – отмечается уменьшение объема зрительного восприятия, выражается в том, что ребенок с данной формой агнозии не может одновременно воспринимать два и более предметов;
- буквенная агнозия – с данной формой нарушения ребенок пишет буквы верно, но не может их назвать;
- лицевая агнозия – проявляется тем, что ребенок теряет способность распознавать людей по лицу, узнает их только по голосу (даже близких).
Слуховая агнозия – нарушения в слуховом восприятии.
Выделяют следующие формы слуховой агнозии:
- собственно слуховая агнозия – ребенок различает звуки и слова по частоте, тембру, длительности, но при этом он не может понять, что именно звучит;
- слуховая аритмия – трудности определении ритмических структур, сложность восприятия их на слух;
Тактильная агнозия – нарушения в тактильном восприятии предметов на ощупь.
Выделяют следующие формы тактильной агнозии:
- астероагнозия - трудности при узнавании предмета на ощупь
- анхилоагнозия - трудности при объединении в единый образ текстурных признаков объекта
- аморфоагнозия - трудности при узнавании формы предмета
- соматоагнозия - нарушение восприятия собственного тела