Качества личности вожатого
Основными качествами вожатого можно считать следующие:
- доброжелательность – каждый ребенок в отряде должен быть уверен, что к нему хорошо относятся. Нельзя воевать с детьми или же уходить от конфликта любыми способами, дети должны чувствовать уважение к себе со стороны вожатого;
- внимательность и тактичность – взрослый человек может легко обидеть ребенка недостатком внимания. Нужно стремиться уделить внимание каждому ребенку, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
- требовательность – разумные требования необходимы. Авторитет вожатых, попустительствующих детям, слабый;
- справедливость – все дети имеют собственную точку зрения. Ребенок должен понимать, что вожатый, как старший поступает справедливо и правильно, доверяет;
- искренность и честность – дети всегда чувствуют фальшь, поэтому если нет возможности ответить на вопрос ребенка или дать дельный совет, лучше этого и не делать. Нужно подавать детям правильный пример;
- бодрость и жизнерадостность – личные проблемы вожатых не должны касаться детей. Вожатый должен представлять эмоциональный и энергетический аккумулятор для своего отряда;
- терпеливость и сдержанность – масса вопросов и детских проблем, которые взрослому человеку могут казаться пустяковыми, необходимость повторять все по несколько раз – могут выбивать из колеи, но у вожатого нет права на срыв;
- забота о детях – на период смены в лагере, вожатый становится для ребенка самым близким человеком.
Выделяют три значимых элемента имиджа вожатого:
- внешность – опрятность, одежда, манеры;
- стиль общения – грамотная речь, интонация, тембр, темп, сила голоса;
- личные особенности и важные личностные качества.
Внешний вид
Вожатый всегда должен выглядеть опрятно и аккуратно. Старшие дети внимательно следят за внешним видом вожатого, особенно в первые дни, когда составляют свое мнение о человеке.
Внешний вид вожатого должен соответствовать тому, что он ждет от группы. Если вожатый одет просто, но аккуратно – отношение к нему в отряде будет таким же, то есть дисциплинированным и несложным. Любая попытка подчеркнуть собственную индивидуальность должна быть продуманной. Необходимо помнить о разных вкусах детей из своего отряда. Дети могут воспринимать яркую одежду, аксессуары и необычную прическу в качестве элемента агрессии. В этой ситуации можно получить в ответ вызов от детей, которые будут стремиться также заявить о своем «Я».
Еще один важнейший элемент внешнего вида и одежды – галстук, фирменная майка или значок вожатого.
Стиль общения
Необходимо добиться уважения к себе, как к старшему, но не просто по возрасту, но и по моральной силе. Не стоит перегибать палку и устанавливать тоталитарный режим в отряде.
Важно не поддаваться соблазну пойти по простому пути – создать дешевый авторитет. То есть не допустить панибратства и не позволять все, прикрываясь дружескими отношениями с детьми. Такой авторитет быстро исчезнет. Уважения это не вызывает и в любой спорной ситуации слово такого вожатого не воспринимается решающим.
Стоит установить традиции в общении. Постоянное приветствие или необычная фраза в типовой ситуации работает на пользу имиджа вожатого.
Привычное действие или слово превращается в бренд, что придает уверенность детям.
При дискуссии или монологе нужен зрительный контакт, ни одного ребенка нельзя оставлять без внимания, то есть нужно смотреть в глаза всем по очереди. В речи не должно быть никаких слов-паразитов.
Личность
Имидж – это набор наиболее сильных личностных качеств. Если у вожатого есть какой-то навык или умение – его обязательно нужно продемонстрировать детям. В школе вожатых их учат определять свои преимущества, находить общий язык с детьми, решать конфликтные ситуации, быть готовыми выслушать, понять и прийти на помощь.
Одним из основных качеств, необходимых для поддержания хорошего имиджа, является уверенность. Необходимо быть уверенным в себе. Уверенность проявляется, если хорошо знаешь, что делать. Вожатый должен иметь четкий план действий в голове. Должен знать, что он будет делать каждый час и каждый день. Такой план поможет вожатому предстать перед детьми уверенным специалистом и незаменимым другом. Дети должны четко осознавать, что от них будут требовать, и что могут предложить. Нельзя забывать о том, что вожатый – ведущий, а не ведомый.
Вожатый должен быть интересной личностью, поэтому в школе вожатых часто предлагают выполнить упражнение по выделению тех качеств и навыков, которые могут быть интересны детям. Вожатый должен знать, чему интересному и необычному он может научить детей.
Таким образом, к самым необходимым качествам вожатого относят следующие свойства:
- способность деликатно руководить группой детей в быту, спорте и в дороге. Умение и желание чутко, внимательно и терпеливо решать проблемы, возникающие у детей;
- личный успех в предлагаемой детям деятельности или непоколебимая вера в собственный успех;
- общечеловеческая внятность, то есть способность оперативного, инициативного и результативного решения вопросов в интересах детей и в любой затруднительной ситуации;
- терпение – главное качество любого педагога. Нужно сохранять спокойствие, уравновешенность и бодрость в любой ситуации, безусловно любить детей даже в те моменты, когда они заслуживают этого меньше всего;
- уверенность в себе и находчивость – умение быстро находить выход из любого затруднительного положения;
- яркость натуры – способствует быстрому получению уважения со стороны детей.
Психологами выделяется несколько состояний человеческого я: ребенок, взрослый и родитель. Зачастую неопытные вожатые едут в лагерь с детскими мотивами. А позиция ребенка в психологии – это капризный и эгоистичный человек, думающий только о своей радости. Но вожатый должен сделать все, чтобы принести детям радость, и уже посредством этого получить свои положительные эмоции. При этом вожатый должен быть ребенком в плане активности, фантазии и умения понимать детей.