Понятие восприятия и особенности зрительного восприятия
Восприятие – это психический процесс отражения в человеческом сознании совокупности свойств предмета или явлений при непосредственном их влиянии на органы чувств, то есть анализаторы.
В восприятии отражена предметность, целостность, структурность и осмысленность предмета. Восприятие в дошкольном и школьном возрасте – это новая ступень в сенсорном познании. Она представляет сложный процесс предметного усвоения действующей на ребенка окружающей действительности.
Иными словами, зрительное восприятие – это сложная системная деятельность, состоящая из сенсорной обработки визуальной информации, ее оценки, интерпретации и категоризации. [/Определение]
Человек через глаза воспринимает степень освещенности, цвета, величину, форму предметов, определяет направление движения предметов, ориентируется в окружающем пространстве.
В случае нарушения зрения сокращаются и ослабляются функции зрительного восприятия у слабовидящих и частичновидящих людей, либо полностью прекращается восприятие у лиц, полностью потерявших зрительные ощущения.
У слабовидящих детей имеются трудности в процессе опознавания рисунков и предметов. Отмечены следующие нарушения в восприятии рисунков:
- замедленный обзор;
- неточность;
- пропуск деталей изображения.
Из-за неясного восприятия отдельных элементов и неточных представлений часто могут формироваться ошибочные версии, касающиеся того, что изображено на рисунке. При рассматривании рисунка по частям, слабовидящие затрудняются при осмысливании его содержания.
При чтении могут возникать оптико-гностические нарушения, основная причина которых – нерасчлененность зрительного восприятия, смешение похожих форм, несформированные пространственные представления. Отмечается негативное воздействие снижения зрения на процесс формирования графических навыков письма. Часто дети не различают в тетрадях линии, поэтому пишут криво. Также искажаются элементы букв, они неправильно располагаются по отношению друг к другу в словах, строках, могут заменяться и пропускаться некоторые изобразительные элементы.
Восприятие форм предметов
Основной признак предмета и его сенсорное содержание – форма. Масса отечественных исследований процессов восприятия дает возможность сделать вывод, что большинство детей выделяют форму предмета в качестве наиболее информативного признака.
Физиологические исследования восприятия предметов детьми говорят о том, что воспринимаемый ими предмет включает признаки неодинаковой физиологической силы. Суть физиологического механизма восприятия – индукционное торможение слабого компонента сильным. Форма является физиологически сильным компонентом предметного раздражителя и тесно взаимосвязана с содержанием.
У детей с нарушением зрения отмечается выраженное нарушение глазодвигательных функций. У многих детей отмечены следующие нарушения:
- неустойчивая фиксация взгляда и неравномерные движения глазами;
- наличие нистагмоидных движений;
- нарушение прослеживающих функций;
- изменение амплитуды движения глазных яблок;
- определенные ограничения при повороте глаз и пр.
Восприятие цвета и контраста
Важные информативные признаки предметов и их изображений - их цвет и контрастность. Цвет может быть зафиксирован визуально и надолго остается в сознании ребенка. При обнаружении объекта, цвет представляет собой сигнальное средство, которое привлечет внимание ребенка. Даже просто цветовое пятно будет стимулировать зрительные реакции. На последующих стадиях восприятия цвет – это средство выделения цветности и объемности того или иного предмета и связей с окружающей действительностью.
Цвет в качестве объективного свойства формы имеет большую эмоциональную выразительность. В первую очередь, все оттенки спектра эмоционально связаны с чувственным восприятием температуры. Например,
- оранжевые и желтые цвета ассоциируются с теплом;
- голубые, зеленые и синие – с холодом.
Также цвет воздействует на настроение ребенка, так, красный цвет мобилизует и возбуждает, а зеленый – успокаивает.
Цветовому зрению отведена важная роль в опознании предметов и изображений, оно помогает лучше различить детали объектов и воспринимать большее число информативных признаков.
Ряд заболеваний и их проявлений нарушением цветового зрения, предполагает необходимость учитывать индивидуальные особенности детей при восприятии цветов и создает условия, которые будут компенсировать недостатки цветовосприятия. Так, они могут быть компенсированы через усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, а также применением специальных средств черчения и рисования.
Восприятие движения
Восприятие движения – это отражение изменения положения, занимаемого тем или иным объектом в пространстве.
Ребенок черпает информацию о перемещении объектов в пространстве через:
- непосредственное восприятие акта перемещения;
- умозаключения о движении объекта.
Недоразвитие и нарушения зрения затрудняют процесс восприятия движения. Это зависит от остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и некоторых других функций зрительной системы. В связи с этим есть необходимость сформировать у слабовидящих детей приемы и способы восприятия движений. Формирование приемов и способов восприятия движений объектов осуществляют, базируясь на зрительных, слуховых, тактильных и других сенсорных функциях.
Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения в детских садах направлено на раннюю коррекцию и максимально возможную компенсацию вторичных нарушений в развитии ребенка, реализацию лечебно-восстановительных работы, а также успешную подготовку детей к школьному обучению. Успешность решения этих задач зависит от их взаимосвязанного решения.
Большие потенциальные возможности в развитии зрительно-пространственной ориентировке имеют различные виды деятельности, особенно игры. Игры по поиску предметов в пространстве в соответствии с заданной схемой, помогают понимать и практически воспроизводить конкретные пространственные представления.