Понятие и признаки аутизма
Аутизм – это нарушение психического и психологического развития, при котором отмечается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения.
Один из основных методов диагностики аутизма в период дошкольного детства – процесс структурированного наблюдения. Для этого необходимо собрать анамнез жизни ребенка, особенности его развития, так как наиболее четко проявления аутизма встречаются уже у детей раннего возраста.
В раннем возрасте у детей-аутистов может быть несколько видов реакции относительно близкого взрослого:
- ребенок не реагирует на присутствие или уход матери, не тянется к ней, если их брать на руки – они остаются пассивными, не выражают комплекса оживления;
- негативная форма реакции, когда ребенок относится к близкому взрослому недоброжелательно, прогоняет его от себя, не обнимает и стремится ударить;
- симбиотический контакт, наблюдаемый в более старшем возрасте, когда дети отказываются оставаться без важного взрослого, тревожатся в его отсутствии, но при этом могут не проявлять к нему ласку и нежность.
У детей в дошкольном возрасте основными компонентами аутичных проявлений являются:
- уход в себя – существенное сокращение числа контактов с окружающими вплоть до полного их отсутствия, погруженность в свой внутренний мир. Дети не раскрывают содержание своего внутреннего мира, не поддерживают беседу, молчат на заданные вопросы;
- избегание контакта – в присутствии родных или среди сверстников дети игнорируют свое окружение, держатся изолированно и отстраненно. Таким детям характерно полное отсутствие сопереживания относительно близких, то есть они холодны и отчуждены;
- повышенная чувствительность световых, слуховых, тактильных, температурных раздражителей – все это вызывает эмоциональный дискомфорт у детей при любом контакте с окружающей средой. Дети излишне чутко реагируют на резкий тон и замечания в свой адрес. Также человеческие лица тоже могут превратиться в чрезмерный раздражитель, что может объяснить отсутствие прямых зрительных контактов;
- нарушение чувства самосохранения, смешанное с самоагрессией – дети могут неожиданно выбежать на дорогу под колеса автомобиля, у них нет чувства края, плохо фиксируется опыт обращения с горячим и острым.
Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с аутизмом
Внимание характеризуется недостаточностью общего, включая психический, тонус, в сочетании с повышенной сенсорной и эмоциональной чувствительностью, обуславливая крайне низкий уровень активного внимания. С раннего возраста дети демонстрируют негативную реакцию или совсем не реагируют на попытки привлечь внимание к предметам окружающей действительности. Характерная черта внимания аутичных детей – сильнейшая психическая пресыщаемость. Внимание детей крайне неустойчиво – не более нескольких минут и даже секунд.
Ощущение и восприятие – повышенная сенсорная ранимость, а как следствие повышенной ранимости, - игнорирование воздействий, а также существенное расхождение в характере реакций, которые вызывают социальные и физические стимулы.
Память – аутичные дети отличаются хорошей механической памятью, которой создаются условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. Эмоциональной памятью стереотипизируется процесс восприятия окружающего: информация входит в сознание детей целыми блоками, хранится без переработки, применяется шаблонно, так же, как и была воспринята. Дети могут постоянно повторять одни и те же звуки или слова, постоянно задавать один и тот же вопрос, легко запоминают стихи и строго следят за тем, чтобы читающий стихотворение не пропускал ни одного слова.
Речь – при восприятии речи заметно снижена реакция на говорящего. Дети игнорируют простые инструкции, обращенные к нему, дети могут вмешиваться в разговор, который к нему не обращен. Лучше дети реагируют на тихую шепотную речь. В возрасте 2х лет у детей начинает появляться фразовая речь с чистым произношением, но они почти не используют ее для контактов с людьми. Дети с аутизмом редко задают вопросы, но наедине с собой они обнаруживают богатую речевую продукцию: рассказывают истории, читают стихи, поют песни.
Мышление у аутичных детей развивается через преодоление огромного числа трудностей произвольного обучения, а также целенаправленного разрешения реально возникающих задач. Такие дети затрудняются в понимании развития ситуации во времени, установлении причинно-следственных зависимостей. В стереотипных ситуациях аутичные дети могут обобщать и использовать игровые символы и выстраивать программу действий. Но при этом они не могут заниматься активной переработкой информации, не могут использовать свои возможности для приспособлению к меняющемуся окружению, среде и обстановке.
Эмоционально-волевая сфера – нарушения в данной области – ведущий признак при аутизме, проявляющийся вскоре после рождения. У аутичных детей отмечается резкое отставание комплекса оживления. Это проявляется отсутствием фиксации взгляда на лице человека, нет улыбок и ответной эмоциональной реакции (смех, речевая и двигательная активность). Позже дети не просятся на руки, не прижимаются, если их берут на руки, остаются пассивными и вялыми. У аутичных детей нет стремления понравиться взрослым, заслужить их одобрение и похвалу. Такие дети быстро устают даже от приятного общения, склонны фиксироваться на неприятных впечатлениях, формировать страхи.
Особенности игровой деятельности – дети игнорируют игрушки, они могут рассматривать их, но не стремятся осуществлять с ними какие-либо действия. Наибольшее удовольствие получают дети во время манипулирования с неигровыми предметами, которые дают сенсорный эффект. Игры у таких детей некоммуникативные, дети играют по одному и в обособленном месте. Ролевые игры неустойчивы, могут прерываться беспорядочными действиями, импульсивно менять роли.
Особенности учебной деятельности – любой произвольной деятельностью поведение аутичных детей плохо регулируется. Они тяжело отвлекаются от непосредственных впечатлений, от позитивной и негативной валентности предметов, то есть то того, что в них привлекает детей. Аутистические установки и страхи выступают второй причиной, которая препятствует процессу формирования учебной деятельности во всех ее компонентах. Школьная деятельность вызывает массу затруднений, учителя могут говорить о пассивности и невнимательности на уроках. Дома дети выполняют задания только под контролем родителей.