Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией

Определение 1

Книжная иллюстрация – это наглядное изображение объекта, предмета или ситуации, которая описывается в литературном произведении, в той или иной степени подобная реальной, но не всегда полностью идентичная ей.

Иллюстрации создаются для того, чтобы наглядно преподнести читателям информацию, отраженную в тексте, сделать его содержание более наглядным и понятным читателям.

Специфика восприятия книжной иллюстрации в разных возрастных периодах развития ребенка

На каждой стадии развития ребенка дошкольного возраста меняется его восприятие окружающего мира. Это касается и литературы. Не зря издательства детской литературы выпускают книжки, ориентированные на определенный возраст. Книги разрабатываются психологами, педагогами и социологами. Это необходимо для учета развития психических процессов организма, социализации, наличия социальных навыков и познавательных возможностей каждой возрастной группы.

Дети любого возраста могут столкнутся со сложностями в восприятии иллюстраций в книгах. Причинами этого могут быть дефекты в развитии ребенка или элементарные методические ошибки педагогов. Нередко, педагоги дошкольных образовательных заведений не проводят с детьми ознакомительных бесед по литературному произведению, не рассматривают и не поясняют ситуации произведения, представленные на иллюстрации, задают шаблонные вопросы, а также не учитывают возрастную специфику восприятия детьми книжных иллюстраций.

Рассмотрим возрастные этапы развития ребенка дошкольного возраста и его взаимоотношения с иллюстрированной литературой:

  • Младший дошкольный возраст. В это время дети способны воспринимать наглядные изображения, которые максимальным образом приближены к реальности, причем достаточно упрощенной. При этом, выбор иллюстрации должен учитывать интересы и потребности ребенка и, естественно, специфические параметры его индивидуального развития. В зависимости от сюжета иллюстрации, существуют особенности его восприятия. Если сюжет иллюстрации динамичен, то внимание ребенка нужно обратить на совершаемое объектом действие, а если изображено что-то яркое, то надо обратить внимание на красочность объектов. В любом случае, просмотр иллюстраций требует помощи взрослого, поскольку самостоятельное восприятие изображений, в этом возрасте, практически не развито.
  • Средний дошкольный возраст. В это время, дети наиболее лучше воспринимают яркие, красочные изображения. Дети акцентируют внимание на деталях и воспринимают формы объектов, их структуру. Светотеневые рисунки воспринимаются достаточно сложно. Это касается и перспективных изображений, а также деформированных объектов. Наиболее оптимальным для восприятия ребенком являются композиции, построенные ритмически просто.
  • Старший дошкольный возраст. На этом этапе происходит развитие интерпретации иллюстрированного изображения т.е. ребенок начинает понимать его содержание. Ребенок постепенно приходит к пониманию того, что изображено на картине, а также воспринимает ее полностью самостоятельно. На картине, дети определяют отдельные объекты, предметы, могут выделить месторасположения фигур, установить связи между персонажами изображения и выделить отдельные компоненты: освещение, фон, выражение лиц людей, их эмоциональное состояние.
«Ознакомление детей дошкольного возраста с книжной иллюстрацией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Способы знакомства детей с иллюстрациями

Поскольку книжные иллюстрации являются произведениями искусства, то и обучать детей их восприятию необходимо иными приемами и способами, отличающимися от методики обучения восприятия сюжетной картинки.

Педагогам необходимо ориентироваться на развитие чувственного восприятия иллюстрации у детей и наблюдать за их реакциями на иллюстрации. Педагог должен помочь детям заинтересоваться иллюстрацией. Ему необходимо выразить свои эмоции в отношении иллюстрации и пояснить детям ее содержание. В этой связи, работа с иллюстрациями должна носить систематический характер. Необходимо ежедневно просматривать разные иллюстрации, к разным литературным произведениям, возвращаться к просмотру, объединять просмотр иллюстраций с иными направлениями учебной деятельности: развитие речи, музыкальные занятия, уроки рисования.

Чтоб работа педагога по ознакомлению детей с иллюстрациями была продуктивной, необходимо придерживаться ряда рекомендаций:

  1. Выбор иллюстрации должен производиться на основе знакомства детей с произведением, пониманием ими его содержания. Это приводит к пониманию детьми содержания иллюстрации и делает ее доступной для восприятия;
  2. Иллюстрация должна отражать конкретные эмоции и передавать настроение героев литературного произведения. Это делается посредством применения ярких красок, использования декораций, которые увлекают детей. поэтому, необходимо выбирать яркие и красочные иллюстрации;
  3. Необходимо обучить ребенка пониманию созданного художника красочного мира, развитие умения видеть красоту и воспринимать художественный язык.

Методика рассматривания книжной иллюстрации

Восприятие иллюстрации начинается с ее рассматривания. Рассматриванию необходимо научить ребенка, потому что дети не способны самостоятельно рассматривать картины с улавливанием их сути, содержания, определения характера героев. Поэтому, необходимо обучить ребенка рассматриванию книжных иллюстраций и их верному восприятию.

Рассматривание книжных иллюстраций нацелено на:

  • Развитие наблюдательности детей;
  • Развитие мыслительного процесса;
  • Развитие воображения;
  • Развитие логики;
  • Развитие речи.

Процесс рассматривания активизирует речевую деятельность ребенка. Происходит развитие диалогов: дети учатся отвечать на вопросы взрослых, задают их сами, формируют навыки обобщения и обоснования ответов.

После рассматривания иллюстрации, как правило, по ней проводится беседа. Педагог, таким образом, понимает, насколько дети уловили содержание иллюстрации, знакомит их с ним, при непонимании, акцентирует внимание на главных объектах, выделяет важные детали. Беседа по иллюстрации способствует развитию диалогической речи ребенка.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot