Понятие конкретного и абстрактного и их использование в качестве стадий познания
Метод восхождения от конкретного к абстрактному – это способ, при котором происходит уход от основных, специфических свойств объекта к его абстрактным свойствам, находящимся за пределами действительного на данный момент состояния объекта.
Абстрактное является объектом, находящемся за пределами своих действительных взаимоотношений с настоящим миром и другими, входящими в его структуру объектами и субъектами.
Построение абстракций влечет за собой обязательное отражение объективной обоснованности объекта, находящегося уже в системе абстрактных идей и представлений.
Построение методики перехода от конкретного к абстрактному основывается на наделении объекта абстрактными характеристиками и качествами, дальнейшем объединении объекта с абстрактными параметрами с иными, подобными ему объектами и создании модели действительного мироздания по особой, специально разработанной технологии. В этом случае происходит воспроизведение всех параметров и характеристик объекта в их гармонии и теоретическом представлении. Таким образом осуществляется обратный переход от абстрактного к конкретному и происходит разработка научного учения теоретического формата, являющегося проявлением свойств конкретного на его высшей стадии развития.
Такая методика именуется абстрагированием. Этот процесс является важной стадией познания, поскольку абстрактное мышление, представление объекта в виде совокупности абстрактных характеристик и свойств способствует пониманию реальной сущности исследуемого объекта.
Применение теории абстракций особенно актуально и эффективно в сфере точных наук. Применение данного метода позволяет полностью разобраться в сущности процессов, объектов и явлений, отбрасывая в сторону их сложные и недоступные для понимания характеристики. Некоторые признаки объекта попросту признаются незначимыми и потому легко отбрасываются и не учитываются.
Методика абстрагирования имеет огромное значение в процессе познания. Она открывает возможности детального изучения объекта, особенно подробного изучения параметров и признаков, не обращая внимания при этом на целостную структуру объекта и расширенную информацию о нем. Признаки объекта могут быть идеализированы т.е. рассматриваться без учета некоторых их реальных параметров и качеств.
Переход от конкретного к абстрактному значительно упрощает аналитическую часть исследования. Анализ становится менее трудоемким и объемным, что позволяет делать научные открытия более эффективно и часто.
Применение метода восхождения от конкретного к абстрактному в научном мире
Применение методики восхождения от конкретного к абстрактному имеет множество различных направлений. Она позволяет познавать объекты, процессы и явления, путем анализа их сущностных признаков. Анализируя отдельные параметры объектов, исключая при этом их несущественные признаки, можно рационально подойти к характеристике объектов, как целостной системы.
В научных исследования методика абстрагирования применяется в следующих случаях:
- Формирование новых понятий, их характеристика и усвоение. Новые понятия складываются на основе групп объектов, которые характеризуются сходными параметрами, идентичными свойствами и признаками.
- Построение моделей разнообразных процессов, объектов и ситуаций, возникающих в различных сферах деятельности.
Процесс абстрагирования на практике предполагает два варианта деятельности:
- В исследуемом процессе, объекте или явлении выделяются определенные стороны, признаки, свойства, которые подробно исследуются и анализируются.
- Различные характеристики исследуемого объекта, его признаки и параметры рассматриваются как самостоятельный объект, подлежащий анализу и исследованию.
Применение метода завершается формулировкой общих понятий, наименований.
В процессе исследования осуществляется постепенный переход по уровням абстрагирования. Например, первоначально определяется наименование растения – клен, затем определяется, что он является деревом и в итоге осуществляется переход к самому последнему уровню –принадлежности дерева к определенному классу – растений. На каждом этапе исследования, происходит применение абстракций в качестве моделей.
Достоинства и недостатки применения метода
Применение методики восхождения от конкретного к абстрактному имеет множество положительных моментов. Использование абстракций удобно, эффективно, носит всеобщий характер и дает полезный результат.
Благодаря этому методу, разработка новых научных теорий и концепций, их обоснование и доказательство носит конечный характер. Это открывает возможности экспериментатора к проведению мысленных экспериментов и исследований.
Основными достоинствами метода являются следующие:
- Возможность акцентирования внимания на малом количестве параметров и характеристик объекта, его весомых признаках и связях. Это осуществляется благодаря выделению самых значимых и необходимых в конкретной научной ситуации признаков и свойств объекта.
- Абстрактная модель не требует использования большого объема различных ресурсов. Поэтому исследование не ограничивается рамками: пространственными, временными, человеческими, материальными.
Несмотря на большое количество положительных моментов применения методики, она не лишена и недостатков. К ним относятся:
- Выбор значимых параметров исследуемого объекта происходит на основе предположений, которые не всегда могут оказать правильными и истинными, что в итоге приведет к ложным аналитическим данным и формулировке ложной теории.
- Местные абстракции превращаются в фундаментальные основы. Абстракции самого последнего уровня исследования, характеризующиеся максимальной отдаленностью от реальной действительности, поскольку многие их параметры были отброшены от объекта и не учтены при изучении, ставятся на одну ступень с объектами, признаками, параметрами реального мира. Разрешить эту проблему особенно сложно, поскольку абстракции носят относительный характер. Они отражают реальные признаки объектов и их специфические характеристики только условно.
- Абстракции приводят к рождению спекулятивных теорий и суждений.