Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Логопедическая диагностика: критерии и методики

Этапы логопедического обследования

Замечание 1

Предмет логопедической диагностики – выявление особенностей формирования речи и нарушений речи у детей.

Объект логопедического обследования – речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы.

Субъект диагностики – ребенок с речевыми нарушениями.

Цель логопедической диагностики – определить пути и средства коррекционно-развивающей работы и возможности обучения ребенка на основании выявленной у него не сформированности речи или нарушения в речевой сфере.

Логопедическая диагностика имеет также ряд задач:

  • выявить особенности развития речи, чтобы далее учитывать их во время планирования и проведения образовательной деятельности;
  • выявить негативные тенденции в развитии, чтобы определить необходимость дальнейшего углубленного изучения;
  • выявить изменения в речи, чтобы определить эффективность педагогической деятельности;
  • выявить объем речевых навыков и сопоставить его с нормами по возрасту, а также с уровнем психического развития;
  • определить соотношение дефекта с компенсаторным фоном речевой активности, а также других видов психической деятельности;
  • проанализировать взаимодействия процесса овладения звуковой стороной речи, развития лексического запаса и грамматического строя;
  • определить соотношение импрессивной и экспрессивной речи.

Чиркина Г.В. и Филичева Т.Б. выделили следующие ступени логопедического обследования детей-дошкольников:

  • ориентировочный этап – сбор анамнеза и установление контакта с детьми;
  • дифференцировочный этап – обследование когнитивных и сенсорных процессов, чтобы оградить первичную речевую патологию детей от похожих состояний, вызванных слуховыми, зрительными или интеллектуальными нарушениями;
  • основной этап – обследовать все компоненты языковой системы, то есть непосредственная логопедическая диагностика;
  • заключительный этап – динамическое наблюдение за детьми в условиях специального воспитания и обучения.

Ориентировочный этап

Анамнез собирают через беседу с родителями, касающуюся перенатального, натального и постнатального развития ребенка. Выясняют как протекала беременность, какие заболевания перенесла мать, страдают ли родители от наследственных заболеваний, какие вредные воздействия имели место во время беременности.

Отмечают как протекали роды, состояние ребенка в первые дни после родов, какие заболевания были перенесены ребенком, особенности раннего развития.

«Логопедическая диагностика: критерии и методики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Помимо беседы может быть проведено анкетирование родителей, так же им может быть выдан опросник, который они вдумчиво заполнят дома, вспоминая определенные моменты развития детей. Помимо ответов родителей, логопед обязательно должен изучить специальную документацию, в первую очередь – медицинскую. Здесь важна преемственность в работе разных специалистов: невролога, педиатра, ЛОРа, хирурга и других.

Так же беседы проводятся с детьми-дошкольниками, в их ходе составляется первичная картина расстройства речи.

Дифференцировочный этап

Неоспорим тот факт, что речевая деятельность формируется в зависимости от взаимодействия целого ряда факторов:

  • когнитивные процессы;
  • сохранность речедвигательной сферы;
  • сохранность слухового и зрительного гнозиса.

Чтобы изучить когнитивные процессы применяют методики обследования мышления:

  • доски Сегена в различных вариантах;
  • сбор пирамидок и матрешек, конструкторов;
  • игра «четвертый лишний», загадки, лабиринты, нелепицы;
  • простейшие математические задания.

Обследование речедвигательной сферы состоит из:

  • обследования мимической мускулатуры;
  • обследования состояния моторики артикуляционного аппарата;
  • обследования произвольной моторики пальцев на руках;
  • обследования развития общей моторики.

Один из наиболее значимых факторов речевого развития – полноценное восприятие вербальных акустических сигналов, которое обеспечивается нормальной работой слухового анализатора.

Даже в ситуации незначительного снижения слуха, сужается сенсорная база для восприятия акустических признаков неречевых и речевых звуков, страдает слуховой контроль устной речи, что в детском возрасте обуславливает формирование и закрепление в памяти неправильных звуковых стереотипов. Это вызывает недоразвитие импрессивной и экспрессивной речи. Минимальные слуховые нарушения очень сложно диагностировать своевременно, так как ребенок в процессе коммуникации слышит речь окружающих достаточно четко. При этом родители и специалисты обращают внимание на задержку темпа развития речи, невнятную и нечеткую дикцию, бедность словарного запаса и аграмматизмы.

В процессе речевого обследования, логопед подмечает наличие специфических ошибок, типичных для детей, имеющих минимальное снижение слуха:

  • неустойчивые замены и смешение звуков, включая и те, которые не встречаются у детей, имеющих нормальный слух (м-б, н-д, х-с, к-т);
  • раздельное произношение звуков, являющихся аффрикантами (тсыпленок);
  • неадекватное смягчение согласных звуков и отсутствие мягкости в необходимых случаях;
  • оглушение звонких звуков и озвончение глухих вне зависимости от позиции в слове;
  • нарушение слогоритмического рисунка и звукового наполнения слов;
  • неправильное выделение ударного слога в простых словах, знакомых ребенку;
  • трудности при восприятии безударных частей слов, непонимание и неправильное употребление флексий.

Иными словами, логопедическая диагностика представляет собой важное средство определения вида речевого нарушения, его причин, помогает определить, может ли ребенок учиться в обычно классе, или ему необходимы специализированные логопедические условия.

Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot