Игрушки – это предметы, которые символизируют объекты окружающего мира и предназначены для обучения и развлечения. Помимо их основного предназначения (детских игр), они используются в ходе учебно-воспитательной деятельности, в психологическом тестировании, в психотерапии, для декорирования интерьеров.
Дети переносят в игровую деятельность ситуации, которые наблюдают в жизни, выражают свое отношение к этим событиям. Для многих людей изготовление игрушек – творческое хобби. Мастера воплощают в игрушках героев сказок, фильмов и мультиков, а также собственные фантазии. Для украшения интерьера служат сборные модели автомобилей, кораблей, архитектурные миниатюры.
История детских игрушек
Дети играли с различными фигурками животных и людей еще за 3 тысячи лет до нашей эры, в связи с чем дать ответ на вопрос, когда появилась первая игрушка, историки не могут. С популярными у наших детей йо-йо играли еще дети древних греков.
Об истории создания некоторых представителей современного мира игрушек и их авторах узнать гораздо проще. Так, например, неваляшка была оснащена «несгибаемым» механизмом технологом Нахабинской фабрики Иваном Ефимкиным, а «взрослая» кукла Барби была изобретена американской бизнес-леди Рут Хэндлер.
Фигурки древнейших куколок были вырезаны их кости мамонта или мягкого известняка, изготовлены из связанных между собой пучков соломы. Дети Древней Греции играли с игрушками, изготовленными из воска или глины. Лошадок поставили на колеса уже в 900 году нашей эры.
У кукол Древнего Египта была подвижная нижняя челюсть. На территории Индии учеными были найдены древние игрушечные обезьянки, свистульки в форме птичек. В странах Азии фигурки человечков использовались в религиозных ритуалах.
Древние славяне изготавливали кукольные обереги – куватки и мотанки. Ими играли маленькие девочки, а также они защищали детей от болезней, оберегали сон от злых духов. Мальчики использовали в играх деревянные сабли и лошадки-качалки. Игры готовили детей к взрослой жизни женщины-хозяйки и мужчины-воина.
Самой древней игрушкой признан глиняный мяч, обнаруженный в пещере троглодитов недалеко от французской коммуны Дуэ-ла-Фонтэн.
История изобретения плюшевых игрушек, столь любимых всеми детьми, берет начало в XVI-XVII веках. Игрушки тогда шились из ткани и набивались соломой. Их изготавливали только для детей аристократов.
В XIX веке советы по изготовлению игрушек для детей начали печатать в модных журналах. Первое производство мягких игрушек было налажено немкой Маргарет Штайфф. Женщина сшила игрушечных зверят для своих племянников. Ее работу высоко оценили соседи и вскоре Маргарет начала принимать постоянные заказы. К ее делу подключилась вся семья – сестры и отец. Вскоре Штайффы открыли собственную мастерскую, а в 1902 году создали знаменитого мишку Тедди, который был так назван в честь президента США Теодора Рузвельта.
Роль игрушек в жизни
Помимо развлечения и познания игрушки нужны, чтобы всесторонне развивать ребенка. Они сопровождают его деятельность с пеленок и до школы, видоизменяясь от развивающего коврика до настольных интеллектуальных игр.
Основные функции игрушек:
- развивают логику, воображение, мелкую моторику;
- помогают выражать внутренние переживания;
- объединяют детей в общей игровой деятельности, социальной адаптации;
- отвлекают внимание, повышают настроение;
- занимают время ребенка.
Игрушек может быть немного, но все они должны быть разными. Игра помогает родителям понимать характер и способности своего ребенка.
Виды игрушек
Игрушечные предметы и фигуры могут различаться по принадлежности, форме, предназначению, материалу и способу изготовления. Но в педагогике выделяют следующие основные их разновидности:
- сюжетно-образные игрушки – изображают объекты окружающего мира: куклы, фигурки людей и животных, предметы обихода, театры (пальчиковые, теневые), карнавальные костюмы, технические игрушки;
- дидактические – обучают и развивают внимание, логику, фантазию: настольные игры с карточками, фишками и правилами, конструкторы, мозаики и пр.;
- спортивные – спортивный инвентарь: мячи, кегли, ракетки и воланы, наборы для игры в баскетбол, футбол и пр., настольный футбол, хоккей и пр.;
- забавы – развлекают, приносят радость и хорошее настроение ребенку: матрешки, неваляшки, куколки на руку, пружинки, марионетки, юла, разные заводные игрушки.
По форме игрушки могут быть цельными, разборными или трансформерами, а также заготовками для склеивания и раскрашивания. Они изготавливаются из разнообразных материалов: дерево, пластмасса, металл, ткань, резина, бумага. По принципу действия принято различать механические, электронные, магнитные и пневматические виды.
Создание игрушек
И домашнее изготовление, и фабричное производство игрушек начинается идеей. Она переносится на эскиз, продумываются детали и функции, подбирается материал.
Затем на основании эскиза делают выкройку или шаблон, изготавливают модель, чтобы можно было представить изделие в готовом виде.
На следующем этапе детали изготавливают из нужных материалов и при необходимости раскрашивают. Во время сборки добавляют крепления и механизмы. Собранное изделие дополнительно может быть украшено наклейками, рисунками. Для кукол разрабатывается дизайн одежды и прически.
Плюшевых зверей и тряпичных кукол набивают натуральными или синтетическими материалами. Натуральными наполнителями считают:
- вату;
- шерсть;
- соль, крупу, шелуху;
- траву;
- опилки.
Среди синтетических наполнителей наиболее популярны синтепон и синтепух. Эти легкие материалы сохраняют форму даже после нескольких стирок.