Классификация и транспортные характеристики наливных грузов. Особенности их транспортировки
Наливные грузы — это вещества и смеси, которые находятся в газообразном или жидком агрегатном состоянии.
Все наливные грузы делятся на:
- Сжиженные газы.
- Химические жидкости.
- Пищевые жидкости.
- Нефти и нефтепродукты.
Транспортные характеристики наливных грузов можно объединить в группы:
- экологическая безопасность;
- объемно-массовые свойства, к которым относятся вязкость, плотность, фракционный состав, давление и т.п.;
- октановое число;
- теплофизические свойства, к которым относятся температура застывания и плавления, теплоемкость, испаряемость, теплопроводность и т.п.;
- токсичность;
- опасные характеристики, к которым относятся коррозионная способность, температура самовоспламенения, воспламенения, вспышки, пределы воспламенения и т.п.
Одной из самых важных характеристик наливного груза является его плотность. Эта характеристика используется для разнообразных расчетов, определения максимально допустимого количества транспортируемого груза, а также для решения ряда эксплуатационных задач. Такое свойства наливных грузов, как вязкость определяет технологию перевозки остатков в емкости и допустимая скорость перекачки груза. Высокая вязкость наливного груза становится причиной необходимости оборудования средств его перевозки системами подогрева. Минимальная температура в таких системах составляет 50 градусов по Цельсию. В закрытой емкости испарение жидкого наливного груза длится до тех пор, пока газовая шапка емкости не достигнет необходимой степени насыщения парами жидкости. Давление насыщенного пара зависит от температуры жидкости. При увеличении температуры жидкости к нормальному гидравлическому давлению на стенках емкости добавляется давление насыщенного пара, что способствует увеличение общего давления в емкости. Данное явление обязательно учитывается при расчетах прочности резервуаров и емкостей. Увеличение давления внутри емкости также способствует испарению грузу в атмосферу.
Высокая упругость паров некоторых наливных грузов, например, бензина становится причиной увеличения потерь из-за процесса испарения во время транспортировки, также это способствует снижению интенсивности его выгрузки. Разрежение, которое создается во всасывающем трубопроводе насосом, является причиной его работы в режиме кавитации.
Технологии и средства перевозки наливных грузов
Современные перевозки наливных грузов осуществляются в специальных емкостях, самыми распространенными из которых являются:
- Цистерна. Они представляют собой цилиндрический резервуар, устанавливаемый на специальную платформу автомобильного или железнодорожного транспорта. Как правило, цистерны располагаются на платформах стационарно, то есть их не перемещают с одного транспортного средства на другое.
- Танк-контейнер. Он также относится к цистернам. Его особенность заключается в том, что он оснащен металлическим каркасом. Это дает возможность переноса танка с одного транспортного средства на другое. Такой вид контейнера часто применяется в мультимодальных перевозках (перевозка несколькими видами транспорта).
- Танкер. Он относится к категории речных и морских судов. Основная часть судна представляет собой большой резервуар, в который заливается жидкий наливной груз. Резервуар разделен на несколько секций, при помощи специальных перегородок. Таким образом, танкер одновременно является и транспортным средством, и емкостью для груза.
- Флекситанк - представляет собой гибкую емкость, которая изготавливается из полимерных материалов. Такая емкость применяется исключительно для транспортировки жидкого груза, относящегося к неопасной категории. Эта емкость считается одноразовой. Флекситанк размещается внутри обычного контейнера, к которому подключаются шланги для закачки жидкости. Данные резервуары могут вмещать от 14 тысяч до 24 тысяч литров. На флекситанке можно создать дополнительный защитный слой, который препятствует перепадам температур.
Сейчас наливные грузы могут перевозиться любым видом транспорта, но в основном перевозки осуществляются автомобильным, морским, речным и железнодорожным видами транспорта. В автомобильном транспорте перевозка наливных грузов осуществляется при помощи автоцистерн, которые являются прицепами или полуприцепами автомобиля. На железнодорожном транспорте используются танк-контейнеры и цистерны. На данном виде транспорта наливные грузы стараются перевозить при условии нахождения его в одной емкости на всем маршруте следования, что связано с трудностями его перегрузки и выгрузки. Для транспортировки наливных грузов по водным объектам используются танкеры и грузовые судна, различной вместимости.