Внешнеторговая деятельность — это деятельность государства по осуществлению сделок в сфере внешней торговли различными товарами и услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Сущность внешнеторговой деятельности государства
Внешняя торговля как особый вид торговли между разными странами включает в себя ввоз и вывоз товаров. Вместе с этим торговлю товарами можно разделить на торговлю готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами.
Международная торговля включает в себя совокупный оплачиваемый товарооборот между всеми странами.
Внешняя торговля государства зависит от следующих факторов:
- тенденции международного разделения труда, процессы глобализации и либерализации мировой торговли;
- общее экономическое состояние страны;
- конъюнктура на мировых рынках;
- экономическое положение ключевых торговых партнеров;
- уровень государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Показателями активности страны на мировом рынке являются:
- товарооборот, анализ которого проводится в динамике в стоимостном отношении и в процентном выражении к базовому периоду.
- уровень экспорта, рассчитываемый как процентное соотношение объемов экспорта к валовому внутреннему продукту.
- уровень импорта, определяемый как процентное соотношение объема импорта и валового внутреннего продукта.
- структура экспорта - доля отдельных категорий товаров и услуг в объеме экспорта в целом. От технологической и сырьевой направленности структуры экспорта зависит место страны в системе международной специализации. Так, развитые страны экспортируют конечную продукцию и наукоемкие товары, а слаборазвитые страны – сырья и топливо.
- структура импорта – удельный вес отдельных товаров и услуг в объеме импорта в целом. Критический импорт предполагает закупку той продукции, возможности производства которой отсутствуют в стране, но имеется в ней потребность для нормального функционирования ее экономики.
- размер экспортно-импортной квоты – процентное соотношение суммарных объемов экспорта и импорта к валовому внутреннему продукту.
- сальдо торгового баланса в стоимостном выражении по отдельным категориям товаров и услуг.
Структурные единицы внешнеторговой деятельности
Ведущая структурная единица внешнеторговой деятельности – это те фирмы, которые специализируются на торговле различными товарами с зарубежными странами.
Функциональные структурные единицы, содействующие на государственном уровне работе внешнеторговых организаций, условно делятся на несколько групп:
- Государственные службы и органы, осуществляющие планирование внешнеторговой деятельности, анализирующие хозяйственную деятельность внешнеторговых организаций. Такие службы осуществляют валютный контроль за расчетными операциями, контролируют соблюдение при внешнеторговых сделках интересов отечественных организаций.
- Государственные службы и органы, непосредственно осуществляющие маркетинг: исследование спроса и предложения, анализ динамики и структуры рынка, координация работы с иностранными агентами, осуществление методического руководства и контроля правильности расчетов. Кроме того, на государственном уровне организуются специализированные международные выставки и ярмарки.
- Государственные службы и органы, обеспечивающие принятие и реализацию управленческих решений в части совершенствования организационной структуры внешней торговли, регистрации и контроля организационно-распорядительной переписки; в части юридической помощи в составлении контрактов и соглашений, консультации фирм по вопросам внешнеторговой деятельности.
Государственная внешнеторговая политика России
На уровне государства внешнеторговая политика связана с целенаправленными действиями государства и его органов для определения режима регулирования внешнеторговой деятельности и оптимизации участия страны в системе международного разделения труда. Она способствует решению важнейших задач в части географической сбалансированности операций с отдельными странами и регионами для обеспечения безопасности экономики страны. Так, в России правильное и оптимальное распределение полномочий при формировании и реализации внешнеторговой политики между центральной и местной властями влияет на безусловное единство и целостность этой политики.
Государство выполняет задачи по обеспечению правовой базы и важнейших услуг, которые выступают предпосылкой для эффективного развития рыночной экономики. Правовая база государства должна предполагать предоставление законного статуса частному предпринимательству, установление прав частной собственности и гарантию соблюдения контрактов. По сути, правительство определяет правила, которые регулируют отношения предприятий, поставщиков ресурсов и потребителей. На базе законодательства государству отводится роль арбитра в сфере осуществления внешнеэкономических связей.
Импортозамещающая политика страны состоит из двух направлений действий правительства. Во-первых, вводятся импортные протекционистские барьеры в отношении отраслей российской экономики, которые нуждаются в защите от иностранной конкуренции, а также создаются благоприятные условия для их развития. Во-вторых, государство использует прямые и косвенные субсидии для отраслей тех производства, которые производят конкурирующие с импортом товары, для повышения конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем рынке и сокращения импорта.
В современных условиях главной задачей нашего государства является разработка внешнеторговой политики, адекватной рыночным нормам функционирования отечественной экономики и ее последовательной интеграции в систему мирового хозяйства, а также реализуемой в последние годы отдельными странами в отношении России санкционной политике.