Сущность понятия «мировая экономика»
Мировая экономика – это совокупность национальных хозяйственных структур, а также отношений, складывающихся между ними.
Мировая экономика сложилась благодаря международному разделению труда. Этот термин обозначает исторически сложившиеся на определенной территории виды производственной деятельности, позволяющей создавать товары и услуги по цене ниже общемировой. Историческое становление стран привело к тому, что за ними закрепились определенные виды экономической деятельности. Экономика мирового хозяйства рассматривается как совокупность национальных экономических систем. Отношения между ними складываются в части экономического, политического, культурного, научного взаимодействия.
Мировая экономика включает в себя:
- Экономики развитых стран, базирующиеся на принципах рыночных отношений.
- Экономики развивающихся стран, отличающиеся высокими темпами роста.
- Экономики стран, находящихся на этапе перехода от командно-административной системы хозяйствования к рыночной.
Субъектами мировых хозяйственных отношений являются национальные экономики, региональные группировки стран, государства, международные организации, транснациональные компании и крупные предприниматели. Отдельную группу представляют финансовые организации, фондовые биржи, экономические организации международного уровня. Мировая экономика напрямую действует на ход исторических событий, географических изменений и экологическую обстановку.
Становление мировой экономики стало закономерным процессом перехода большинства стран к рыночным отношениями. Национальные хозяйственные системы перестали быть закрытыми, что способствовало развитию международной торговли. Укрепление хозяйственных связей между странами сейчас строится на объединении сил в производстве, социальной и гуманитарной деятельности. Страны объединяются для совершения научных и технологических открытий, сотрудничают в сфере сохранения экологии, здоровья населения и так далее.
Особенности малого и среднего бизнеса
Опыт развитых стран показал, что развитие малого и среднего бизнеса важно для общего укрепления и стимулирования развития национальной экономики. Если говорить о России, то представители малого и среднего бизнеса в основном задействованы в сфере торговли, а их участие в перерабатывающей промышленности и научной деятельности не превышает 1%.
К отличительным особенностям малого предприятия можно отнести:
- Численность сотрудников за календарный год не превышает 100 человек.
- Выручка не должна превышать 400 миллионов рублей для малых предприятий, и 60 миллионов для микропредприятий.
Согласно статистическим данным в России действует около миллиона микропредприятий, и более двухсот тысяч малых предприятий. Так же в экономике задействовано 4 миллиона индивидуальных предпринимателей. Крупный бизнес представлен акционерными обществами с различными обязательствами. На сегодняшний день обстановка в стране такова, что представители малого бизнеса действуют неофициально. При этом малые предприятия обладают рядом характеристик, накладывающих особенности на ведение бизнеса.
В отличие от крупных предприятий собственник малого вовлечен в производственный процесс, когда на крупных предприятиях владельцы выступают в качестве инвесторов. В ведении малого бизнеса сильно задействована личность самого предпринимателя, а в крупном бизнесе решения принимаются отстраненно. Малые предприятия имеют ограниченный доступ к капиталу, ресурсам, иным факторам производства. Они зависят от действующего персонала, и могут сильно пострадать в случае ухода одного из ключевых специалистов.
Малый и средний бизнес сталкивается с рисками, способными оказать разрушительное воздействие на их работу. В отличие от них крупные предприятия обладают достаточными ресурсами для преодоления негативных тенденций. Кроме того, они вызывают доверие со стороны иностранных инвесторов, государства, а значит, обладают финансовой поддержкой.
Считается, что предприятия малого и среднего бизнеса составляют фундамент рыночной экономики. Это связано с их мобильностью, быстрым реагированием на изменения рыночной среды. Так как такие предприятия обладают невысокой капиталоемкостью, они могут перестроить свою стратегию в кратчайшие сроки.
Развитие малого и среднего бизнеса в мировой экономике
Становление малого и среднего бизнеса играет важную роль в любой национальной экономики. Он создает рабочие места, формирует конкурентную среду, быстрее реагирует на новые потребности спроса, обеспечивает работу крупных предприятий. В развитых странах экономическая политика направлена на поддержание малого и среднего бизнеса. Государственная власть оказывает поддержку бизнесу, выделяет субсидии для его финансового обеспечения. В рамках малого и среднего бизнеса складывается средний класс населения, которое формирует потребительский рынок.
В развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится до 70% внутреннего валового продукта. Американские предприятия ранжируются в зависимости от численности наемных сотрудников:
- на микропредприятиях работает не более двадцати человек,
- на малых – от двадцати до ста,
- на средних предприятиях – от ста до пятисот человек.
Американский рынок характеризует ежегодное массовое открытие и закрытие небольших фирм. Однако, эта ситуация считается нормальной, так как предприятия перестраиваются под новые потребности рынка. Малые предприятия США задействованы не только в торговле, но и в сфере финансов, социальных услуг, инновационном секторе. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса в Америке тесно связано с экономической политикой государства, обеспечивающей всестороннюю поддержку предпринимательству.
Развитие малого и среднего бизнеса в Европе началось в семидесятые годы. Инвестирование государства в эту отрасль позволило повысить показатель ВВП, снизить безработицу, а также сформировать условия для экономического роста. Например, в Испании доля малых предприятий в сельском хозяйстве составляет до 80 процентов. Средний и малый бизнес задействованы в перерабатывающей и легкой промышленности.