Понятие внешнего долга
Внешний долг – это денежные обязательства страны перед внешними кредиторами, рассчитываемые на конкретную дату.
Он включает в себя денежно-кредитную задолженность, общую задолженность по внешним займам и невыплаченный процент. Внешний долг взимается правительствами стран-кредиторов, либо отдельными территориальными образованиями, различными финансовыми организациями, крупными корпорациями, либо кредитно-финансовыми организациями иностранных государств. В России под внешним долгом понимается вся совокупность займов в иностранной валюте. Существует практика передачи долга на региональный уровень.
Валовой внешний долг характеризует сумму займа национального банка страны и иных негосударственных банковских структур у зарубежных партнеров. Сюда включают сумму займов представительств крупных международных корпораций у своих материнских офисов. Действующими инструментами внешнего займа являются:
- Прямые кредиты у международных финансовых организаций.
- Выпуск государственных облигаций.
Структура внешнего долга включает в себя ссудный капитал. Для стран зоны евро внешний долг не является значимым, так как изменяется в их национальной валюте. То есть, он относится к внутреннем долгу, который состоит из долгов домашним хозяйствам, предприятиям, государственным организациям. Внешний долг принято делить на государственный или официальный, а также на долг частного сектора. Последний делится на внешний долг банков и предприятий, долг государственных и полугосударственных предприятий.
Проблема внешнего долга определяется не только его размером, но и условиями его обслуживания. То есть, оценивается его влияние на национальную экономику. Как правило, он сопоставляется с объемом внутреннего валового продукта, доходам от экспорта, международным резервам.
Внешний долг европейских стран
Специфика внешнего долга европейских стран заключается в том, что он переносится на внутренний долг. Бюджет страны, являющейся частью Европейского союза, обслуживает, в том числе, размер внешнего долга. Показательным стал пример дефолта Греции в 2010 году. В то время было принято решение об усиленном кредитовании экономики Греции, хотя специалисты прогнозировали выход страны из зоны евро, а также крахе основной европейской валюты. В 2018 году антикризисная программа по ликвидации дефолта в Греции была завершена.
Поддержка Греции привела к потере более 400 миллиардов евро, что потребовало от стран ЕС введения жесткой экономики, обострению социальных вопросов и диспропорций. Регулирование размером внешнего долга на национальном уровне осуществляется финансовыми институтами, к которым относят:
- Министерство финансов.
- Центральный банк.
- Специализированные финансовые организации.
Оценка влияния внешнего долга на национальную экономику осуществляется с помощью ряда показателей. За последние десять лет общемировой внешний долг продолжил расти, а в начале 2018 года достиг 100% мирового ВВП.
Отличительной особенностью ЕС является отсутствие у него государственного долга в принципе. Госдолг не существует у союза в целом, но существует у каждой страны в отдельности.
Такая система показала свою работоспособность, так как участницы ЕС имеют свои отдельные фискальные системы, но пользуются единой валютой. Регулирование внешнего долга происходит на постоянных консультациях, проводимых Еврогруппой каждый месяц.
Решения по управлению долгом принимаются действующей в Европе системой центральных банков. Она выполняет задачу по формированию общей финансовой стратегии стран зоны евро. При этом за каждым центральным банком сохраняется право действовать автономно. Получается, что работа с долгом осуществляется центральным банком каждой страны участницы ЕС, центральным банком еврозоны и Европейским центральным банком.
Перспективы регулирования внешнего долга европейских стран
Управлением внешним долгом занимается каждая страна-участница Евросоюза. В первую мировую пятерку стран по объему внешнего долга помимо США входят Великобритания, Германия, Франция и Нидерланды. Самые низкие темпы его увеличения показала Великобритания. На эти страны приходится две трети общемирового долга. В Германии размер долга превышал ВВП в полтора раза, во Франции в два раза, в Нидерландах в 4,7 раз. Причем на долг госсектора приходится около 30% всего долга.
Развитые страны при регулировании долга используют механизм установления лимитов для привлечения новых финансовых потоков. Например, в зоне евро максимальный размер долга не должен превышать 60%. Но не смотря на установленный лимит, в ЕС этот показатель достигает 87-88%.
Структура внешнего долга по странам Евросоюза включает в себя удельный вес долгосрочных обязательств и долю долговых ценных бумаг в этих обязательствах. Так в Германии, Италии, Греции, Нидерландах процент долгосрочных долговых обязательств превышает отметку в 90%. В Испании и Франции он достигает 88 и 89% соответственно. При этом размер долга в облигациях совпадает с показателем долга, только Испания и Греция показывают небольшой процент по этой позиции.
Таким образом, в европейских странах размер внешнего долга составляет 96,0%. Общая тенденция рынка внешнего долга заключается в уменьшении удельного веса кредитов и увеличением суверенных долговых ценных бумаг. Последние могут свободно обращаться на международном рынке.
Во внешней задолженности проявляются процессы глобализации, что препятствует восстановлению стабильности мировой экономики, а значит, сказывается на возможностях ее роста. Сейчас большое внимание уделяется вопросам регулирования международного рынка долгов. Существующие международные финансовые организации разрабатывают специальные методологии, позволяющие оптимизировать долговую стратегию и тактику в мировом экономическом пространстве. Национальный уровень регулирования строится на работе различных национальных институтов.