Понятие отраслевого рынка
Отраслевой рынок – это предмет изучения прикладной экономической дисциплины, которая исследует закономерности его функционирования и поведение предприятий на нем.
Организация отрасли является объектом изучения микроэкономического направления экономической теории. Однако, дисциплина отраслевых рынков является независимой, так как исследует их деятельность на более глубоком уровне. Считается, что предприятия отрасли действуют на одном рынке или нескольких. При этом они выпускают однородные или дифференцированные товары, которые могут считаться субститутами. Теория отраслевых рынков необходима для того, чтобы определить цель существования предприятий, изучить принципы и особенности их концентрации, выяснить особенности дифференциации товаров, зависимость от условий выхода и входа на рынок. Кроме того, изучаются факторы влияния на отрасль, на поведение фирм в ней.
При исследовании отраслевых рынков чаще всего прибегают к теории игр. Она предполагает, что каждое предприятие действует в своих интересах, ощущая ограничения конкурентной борьбы со стороны субъектов отрасли. Теория игр позволяет разработать комплекс альтернативных стратегий поведения предприятия на рынке с целью удержания конкурентоспособности, поддержания собственной независимости и платежеспособности в долгосрочной перспективе.
Современная теория отраслевых рынков занимается исследованием следующих направлений:
- Рыночной власти.
- Эффекта масштаба
- Информационной асимметрии.
- Проблемы промышленного шпионажа и шантажа.
Отраслевые рынки предполагают наличие таких форм конкурентной борьбы как олигополия, монополия, монополистическая конкуренция. В зависимости от действующей в отрасли модели конкурентной борьбы предприятия выбирают стратегию поведения, продвижения собственной продукции, способы уменьшения затрат и расширения рынка сбыта.
Особенности автомобилестроительной отрасли
Автомобильная промышленность является одной из отраслей перерабатывающей промышленности. Она осуществляется производство безрельсовых транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания. К автомобильной отрасли часто относят моторостроение, создание комплектующих, а также производство станков и автоматизированного оборудования для производства автомобилей.
Данная отрасль является затратной в части капитальных вложений и оплаты труда. Она является одним из крупнейших потребителей черной и цветной металлургии, химической и электротехнической промышленности, стекольного производства. Как отрасль, автомобилестроение появилась в конце девятнадцатого века в связи с ростом потребности в транспортных перевозках. В тридцатые годы автомобилестроение появилось в Советском Союзе. К середине пятидесятых в производстве перестали использовать дерево и комплектующие из него. С шестидесятых годов шел активный рост автомобильной промышленности в развитых странах мира, таких как Япония, Китай, а также в развивающихся странах – Бразилии, Испании, Аргентине, Мексике. Рост автомобилестроения стимулировал машиностроительную отрасль в части создания станков с автоматическим управлением, автоматизированных производственных линий, оснащенных робототехникой.
В восьмидесятых годах в автомобилестроение стали применяться информационные технологии, логистика, что положительным образом сказалось на производительности отрасли. Появилась возможность внедрить систему поставок комплектующих, что позволило расширить маркетинговые возможности сбыта в части предложения индивидуальной комплектации.
Ближе к девяностым годам по темпу производства автомобильная отрасль Японии и Южной Кореи обогнала крупнейшие заводы Америки. Так же укрепили свои позиции европейские концерны Шкода, Дасия. Отраслью заинтересовался Китай, который смог к началу 2010 стать крупнейшим производителем автомобилей. При этом крупные компании США, Германии, Англии и других стран снизили объемы выпуска.
Автомобилестроение в мире
На сегодняшний день очень быстро развивается автомобилестроение в Мексике, Китае и Бразилии. Предприятия этой отрасли в перечисленных странах развиваются с помощью активной антикризисной и налоговой политики государства, получая субсидии и формируя привлекательный инвестиционный фон. Производство в Китае продолжает сохранять положительный рост. Выход предприятий Мексики на отраслевой рынок так же позволил совершить скачок.
На развитии мирового автомобилестроения, а значит, на предприятиях отрасли в целом негативным образом сказался финансовый кризис 2008 года. Он охватил сначала банковские структуры, постепенно распространив свое влияние на экономическую жизнь мирового сообщества. Крупные компании автомобилестроения США были вынуждены обратиться к государству для покрытия своих многомиллионных расходов. Такие же запросы поступили от предприятии в Европе и России. В первый год после кризиса мировой рынок испытал падение объемов выпуска автомобилей на 15%.
Природные катаклизмы в Японии так же повлияли на производство автомобилей, на время приостановив работу отрасли. В связи с закрытием морских портов был приостановлен экспорт японских автомобилей. Европейские предприятия автомпрома так же испытывали влияние кризиса, в период его второй волны было закрыто 8 автомобильных заводов.
На сегодняшний день объем продаж продолжает падать, что требует от автомобильных предприятий сокращения объемов выпуска. В 2019 году объем выпуска китайского автомобилестроения снизился на 11%.
Несмотря на кризис и уменьшение объема спроса, Китай продолжает сохранять лидирующее положение на рынке автопрома. На втором месте идут страны Евросоюза, на чью долю приходится 21% продаж. Япония уверенно занимает третье место, выпуская около 8 миллионов автомобилей в год. США немного уступает Японии по объему выпуска. Активно развивается автомобилестроение в Индии, Южной Корее, Мексике, Бразилии, Канаде и Иране. Ираном выпускается около 1 миллиона автомобилей. Доходы отрасли составляют около 10% внутреннего валового продукта страны.