Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности формирования и развития немецких ТНК

Определение 1

Транснациональная корпорация (ТНК) – это одна крупная фирма (или их объединение), владеющая зарубежными активами (капиталовложениями) и оказывающая значительное влияние на определенную сферу экономики на международном рынке.

Особенности формирования немецких ТНК

Возобновление интернационализации деятельности немецких ТНК, прерванной второй мировой войной, пришлось на 1950-1960-е годы с первоначальной ориентацией на ближайший европейский рынок. Крупные немецкие долго отставали от корпораций из остальных стран в части темпов и масштабов участия в производственной транснационализации. Это было связано как с перерывом, так со спецификой немецкой модели организационного управления, которая предполагает очень глубокое встраивание фирм в высокотехнологичную среду и их зависимость от создания факторов в определяющих такую среду институтах.

Статья: Особенности формирования и развития немецких ТНК
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

К концу 1990-х годов немецкие фирмы в качестве основной формы внешнеэкономической деятельности использовали лишь экспорт. В 1980-х годах был отмечен неуклонный рост прямых иностранных инвестиций. Важнейшие задачи зарубежных инвестиций для немецких ТНК связаны с оптимизацией себестоимости производства, закреплением на перспективных рынках, приобретением ценного управленческого и технологического опыта, получением доступа к международному рынку высококвалифицированного персонала. Прямые иностранные инвестиции закрепили значительный рост общего числа зарубежных аффилированных и дочерних фирм немецких ТНК. За рубеж были перенесены наиболее трудоёмкие виды производства, а также другие виды деятельности: маркетинг, дистрибуция и НИОКР.

Замечание 1

Специфика продвижения немецких ТНК первоначально определялась активными темпами интеграции страны в рамках Евросоюза. Немецким ТНК удалось наилучшим образом использовать преимущества, который дает единый европейский рынок.

«Особенности формирования и развития немецких ТНК» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В немецких ТНК активно осуществляются вертикальные и горизонтальные зарубежные инвестиции. Стратегия ведущих немецких ТНК связана с сочетанием органического роста с широким использованием сделок поглощения, в последние годы пристальное внимание отводится приобретению перспективных европейских, американских и китайских фирм.

На мировом рынке в конкурентной борьбе немецкие компании акцентируют внимание на управлении издержками, качеством, рабочим временем и реализации инновационного потенциала. Из-за усиления транснационализации корпораций Германии и формирования ими глобальной цепочки создания стоимости выросла доля импорта комплектующих изделий в экспортных продуктах с 28% в 1995 году до 40% в 2005 году.

Благодаря широкому применению аутсорсинга, переносу за рубеж самых трудоемких операций выросла конкурентоспособность немецких корпораций, снизились их издержек, выросли прибыль и финансовые показатели, несмотря на высокую конкуренцию и рыночную волатильность. Конкурентоспособность крупных промышленных немецких ТНК определяется конкурентными преимуществами, которые связаны с выпуском качественной сложной технологической продукции. Без отрыва от страны расположения головного центра, немецкие ТНК активно развивают глобальные операции за счет технологических новшеств.

Среди основных направлений усиления конкурентной позиции немецких ТНК можно назвать:

  • внимание к быстрорастущим рынкам и поиск необходимых ресурсов;
  • постоянная оптимизация себестоимости и издержек в части стоимости трудовых ресурсов;
  • работа над обновлением активов;
  • реализация инновационной деятельности за счет активных поглощений и слияний, расширения полномочий и прав иностранных дочерних компаний, а также использования новых технологий.

Специфика развития немецких ТНК

С позиции организации корпоративного управления крупные немецкие ТНК стали холдинговой системой построения бизнеса, которая подразумевает наличие дочерних компаний и филиалов в разных регионах мира.

Крупнейшие промышленных компаний Германии работают в автомобильной отрасли, в сфере производства автомобильных запчастей, медицинского оборудования, спортивных товаров, а также в фармацевтической отрасли. Важная черта эволюции немецких ТНК в последние годы связана с переходом к разработке и реализации глобальной стратегии, использованию глобальной организационной структуры, предполагающей создание структуры группового управления - стратегического центра хозяйствования (СЦХ), отвечающего за управление стратегическими позициями фирмы в конкретной области хозяйствования. Например, в организационной структуре Siemens присутствует 8 СЦХ, BASF - 6 СЦХ, Bayer – 4.

Немецкие ТНК в своей производственно-сбытовой модели активно применяют технологию аутсорсинга с постепенным отказом от собственного производства компонентов и комплектующих, выбирая надежных поставщиков.

Немецкие ТНК среди крупнейших мировых корпораций

Из почти двух тысяч крупнейших транснациональных корпораций, которые являются ядром мирового хозяйства, почти 50 компаний расположены в Германии. Немецкие ТНК занимают ключевые позиции в ряде отраслях, проигрывая международным конкурентам только по уровню. Больше всего немецких ТНК представлено в отраслях обрабатывающей промышленности: автомобилестроении, химической, электротехнике, производстве электронного оборудования. Существенной проблемой для немецких ТНК сегодня становится быстрый моральный износ капиталоёмких активов и недостаточная рыночная капитализация.

Следует отметить, что немецкие ТНК осознают национальную принадлежность не только как формальную характеристику корпорации, а как своего рода торговую марку. «Немецкое качество» в мире стало популярным брендом, который удается успешно продавать. При этом крупные ТНК, говоря «сделано в Германии» немного лукавят, поскольку сегодня большую часть их продукции производят за пределами Германии многочисленные филиалы, размещенные в различных точках мира. Для немецкой корпоративной модели характерны уникальные механизмы социального партнерства, действующие внутри компании. Немецкие ТНК при этом участвуют в системе глобального социального партнерства, направленной вовне. Так называемая корпоративная социальная ответственность предполагает спонсорскую деятельность крупных транснациональных корпораций, направленную на соблюдение принципов охраны окружающей среды, сокращение социальных диспропорций, содействие культурным и образовательным учреждениям.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot