Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Альтернативные теории международной торговли

Сущность и определение международной торговли

Одним из старейших видов экономической деятельности человека является торговля. Долгое время она использовалась в качестве синонима к термину экономика, так как познание хозяйственных процессов осуществлялось через торговое взаимодействие. В настоящее время под торговлей понимается род экономической деятельности, благодаря которому осуществляется сделка купли-продажи благ между заинтересованными субъектами. Сюда же относят весь процесс послепродажного обслуживания, который может включать в себя гарантийный сервис, хранение, доставку и другие услуги.

Международная торговля является более сложной формой отношений купли-продажи, которые совершаются между государствами, крупными корпорациями, региональными группировками или предприятиями. Она представляет собой весь оборот товаров и услуг в мире, при этом страны-участницы могут объединяться между собой по какому-либо признаку. Международная торговля может рассматриваться с точки зрения трех аспектов:

  1. Организационно-экономический аспект выражается в организации физического перемещения товаров и услуг между участниками сделки, а также в проведении сопутствующих операций.
  2. Рыночный аспект предполагает, что на международные хозяйственные отношения, как и на внутренние, оказывает влияние рыночный механизм. Здесь спрос представляет собой совокупный объем продукции, который готовы купить потребители по текущей рыночной цене. А под предложением понимается тот объем продукции, который готовы поставить производители по существующей цене. Соотношение спроса и предложения можно отследить через потоки импорта и экспорта.
  3. Социальный аспект описывает отношения между странами с точки зрения рабочей силы, ее миграции, влияния на уровень жизни населения.
Замечание 1

Особенностью международной торговли является тот факт, что на нее достаточно сложно оказывать искусственное влияние. То есть отношения в ней складываются согласно рыночному принципу взаимодействия.

«Альтернативные теории международной торговли» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Альтернативная теория международной торговли на основе жизненного цикла продукта

Торговля играет важную роль в формировании дохода государства, поэтому ей уделяется особое внимание в теоретической науке. В шестидесятых годах двадцатого века американский ученый предположил, что процессы в международной торговле напрямую связаны с жизненным циклом товара. Последний показывает весь период существования продукции, в течение которого с ее помощью экономический субъект может решать свои коммерческие задачи. Существования товара и его жизненный цикл проходят следующие этапы:

  1. Период внедрения связан с подготовительной работой, проведением анализа потребительского рынка, факторов внешней и внутренней среды, проводится расчет и прогнозирование будущей прибыли. Наиболее важным моментом является понимание того объема спроса, который позволит покрыть издержки и извлечь дополнительную прибыль.
  2. Период роста связан с объемом внутреннего спроса на рынке. Как правило, первоначальный объем выпуска является относительно небольшим. Благодаря ему оценивают потребительский спрос. Успешность продукции ведет к постепенному увеличению объемов выпуска и выходу на международный рынок.
  3. Период зрелости выражается в массовом производстве продукции одного вида разными производителями и странами. В итоге это приводит к ценовой конкуренции. Выигрывает та страна, чьи совокупные издержки на выпуск продукции оказываются минимальными. Страна, начавшая выпуск новой продукции, постепенно теряет свое конкурентное влияние. Производство перемещается в развивающиеся страны, где рабочая сила обходится гораздо дешевле. Важно, чтобы производственные процессы к моменту переноса производства были унифицированы.
  4. Период упадка связан с насыщением рынка товаром или услугой, что выражается в резком падении объема спроса на товар. Спрос, как правило, перемещается в сторону менее развитых стран, а страна-создатель блага остается единственным импортером.

Данная теория хорошо описывает общие процессы в отдельных отраслях. Однако, существуют товары с небольшим жизненным циклом, которые ей противоречат.

Альтернативные теории международной торговли: эффект масштаба и конкурентные преимущества

Один из законов микроэкономики описывает сокращение производственных издержек при увеличении общего масштаба производства. То есть, затраты на создание блага намного уступают прибыли, получаемой от продаж.

Если государство обладает необходимым объемом производственных факторов, то оно может начать специализироваться на производстве какого-либо продукта или услуги. Благо, обладающие конкурентоспособными свойствами в долгосрочной перспективе, способно приносить стабильный доход. Тогда страна сможет масштабировать производство данного вида продукции и выйти на международный рынок. Чем больше объем выпуска, тем меньше рыночная цена продавца. Еще одной причиной налаживания экспорта является страховка от риска перепроизводства.

Замечание 2

Теория масштаба предполагает региональную специализацию труда, которая стимулирует рыночное равновесие. При этом теория предполагает негативные тенденции. Постепенно масштабирование бизнеса приводит к концентрации производства, а значит, к монополизации.

Теория конкурентных преимуществ базируется на том факте, что крупные предприятия и корпорации в ходе осуществления экономической деятельности постепенно обретали конкурентные преимущества под воздействием целенаправленного влияния. Связано это с тем, что любая компания стремится к сохранению высоких доходов в долгосрочной перспективе. Конкурентоспособность фирмы во многом зависит от соотношения производственных издержек и объемов продаж, а также от возможностей дифференциации продукции. Для этого необходим доступ к факторам производства, внутренний спрос должен влиять на объем экспорта, а значит, расширение выпуска. Влияние внутренней конкуренции и грамотная экономическая политика государства так же способствуют формированию конкурентных преимуществ.

Дата последнего обновления статьи: 02.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot