Мирохозяйственные связи – это совокупность производственных, торговых, валютных, финансовых, научно-технических экономических связей субъектов национальных хозяйств, основанных на международном разделении труда и образующих единую систему хозяйствования.
Особенности экономики Японии
Исключительная бедность природными ресурсами привела к ориентации внешнеэкономических связей Японии на обеспечение промышленности необходимым топливом и сырьем. Благодаря развитию экспорта страна получала валюту, необходимую для оплаты жизненно важной импортной продукции. Таким образом, для Японии внешняя торговля – это основная форма участия страны в мировых хозяйственных связях.
К основным секторам народного хозяйства относятся:
- сфера услуг (производит около 70 % валового внутреннего продукта)
- сфера промышленности (производит около 28 % валового внутреннего продукта)
- сфера сельского хозяйства.
Основные отрасли японской экономики представлены банковскими и страховыми компаниями, отраслью недвижимости и строительства, розничной торговлей, транспортными перевозки и телекоммуникациями.
Поскольку только 15% земель Японии пригодны для сельского хозяйства, в стране применяют систему террасного земледелия на небольшой площади. В результате для Японии характерны одни из самых высоких показателей урожайности с единицы площади. Вместе с тем в стране развита система сельскохозяйственных субсидий и защитных пошлин. Импортируется зерно и кормовые культуры, кроме риса, а также мясо. Отрасль рыболовства позволяет Японии занимать лидирующие позиции в мире по тоннажу выловленной рыбы.
Для Японии характерно наличие высокой экономической свободы, тесное сотрудничество между правительством и производителями с целью роста экономики, развития науки и технологий, а также соблюдения строгой трудовой этики. Многие производители, поставщики, дистрибьюторы и банки объединяются в тесные группы, что обуславливает относительно слабую международную конкуренцию на внутренних рынках. Существуют многочисленные социальные договоренности, например гарантирующие пожизненное трудоустройство в крупных корпорациях. Кроме того, для страны характерно широкое распространение частного предпринимательства с гарантией для его субъектов низких налогов.
Внешнеэкономическая стратегия Японии
Последние годы привели к структурной трансформации экономики, что стало причиной смещения акцентов внешнеэкономической стратегии страны: уже сегодня японский экспорт не относится к единственному источнику добывания денежных средств для обеспечения импорта. Вместе с тем для внешнеэкономических связей Японии характерны определенные диспропорции. Ввозу в основном подлежит продукция обрабатывающих производств, тогда как 40 % экспорта обеспечивают электронные товары и автомобили. Для импорта Японии ощутимо значимость промышленного сырья и различных видов минерального топлива. Вместе с тем, успешная экономия ресурсов обеспечивает неуклонный рост в структуре импорта страны удельного веса обработанной продукции.
Среди обстоятельств, в наибольшей степени влияющих на внешнеэкономическую стратегию Японии, выделяют следующие:
- Специализация Японии в системе мирового хозяйства определяется факторами внутреннего порядка: структурной перестройкой японского хозяйства, переходом к преимущественному вниманию к наукоемким, энергосберегающим отраслям, выпускающим высокотехнологичную продукцию.
- Усиление тенденции перехода японских предприятий от экспорта к организации производственных площадок за рубежом. В данном случае экспорт капитала позволяет расширять зарубежное производство готовой продукции вместо простого экспорта товаров. Это позволяет выравнивать диспропорции внешней торговли Японии.
С учетом перечисленных обстоятельств, японские компании все еще рассматривают товарный экспорт в роли необходимого направления хозяйственной активности. Необходимость экспорта для Японии обусловлена реализацией произведенной продукции. А с другой стороны, можно говорить о сохранении довольно высокой зависимости страны от ввоза топлива, сырья, продовольствия, что повышает важность организации международного товарообмена для экономики.
Международная специализация японской промышленности
Основная характеристика международной специализации промышленности Японии связана с последовательным усилением ее экспортного потенциала в области машиностроения и высокотехнологичной продукции. Следует отметить, что с начала послевоенной экспансии экспорта японские компании стремились сконцентрировать усилия на вывоз ограниченной группы самой конкурентоспособной продукции.
В условиях обострения конкурентной борьбы на рынке высокотехнологичной продукции, Япония остается одним из лидеров по ряду основных ассортиментных позиций: оборудование для связи, бытовая техника и электроника, сложное медицинское оборудование. На сегодняшний день японские корпорации готовы предпринимать серьезные шаги, которые позволили бы преодолеть имеющееся отставание в авиакосмической промышленности, биотехнологиях, производстве новых конструкционных материалов, программного обеспечения и суперкомпьютеров.
В целом позиции Японии в системе международного разделения труда приобретают характер ярко выраженной горизонтальной специализации. Увеличение внутреннего спроса все больше, чем ранее, покрывают импортные поставки готовой продукции не только промежуточного спроса: материалы, запчасти, комплектующие, но и готовых изделий потребительского и производственного предназначения. Вместе с этим для товарной структуры экспорта все более характерна диверсифицированность.
Важнейшей чертой внешнеэкономической деятельности страны является ее участие на рынке международной торговли технологиями. С точки зрения географии, основная доля внешнеторгового оборота Японии приходится на США, страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии.