Высокотехнологичный товар – это технически сложный товар, произведенный на базе передовых технологий, с уникальными признаками и коротким жизненным циклом, ориентированный на формирование рыночного инновационного спроса.
Специфика высокотехнологичного товара
Особенности высокотехнологичных товаров, которые обуславливают их отнесение в отдельную группу, перечислены ниже:
- значительный объем инвестиций в исследования и разработки: свыше 15% общей суммы затрат;
- рыночная новизна товара, его способность удовлетворить новые потребности или обеспечить удовлетворение уже известных потребностей на другом качественном уровне;
- производство продукции не с целью удовлетворения сформировавшегося рыночного спроса, а с целью формирования нового спроса;
- наличие короткого жизненного цикла, часто достигающего несколько месяцев, с дальнейшим вытеснением с рынков новыми технологиями;
- реализация товара подразумевает оказание комплекса послепродажных и предпродажных услуг;
- высокая глобализация производственной и сбытовой деятельности, высокая зависимость от развития мирового рынка;
- продажа – это сделка с интеллектуальной собственностью, что существенно затрудняет процессы ценообразования;
- модульность компонентов и систем товара, что предполагает эффект цепной реакции, где каждой инновации под силу создать возможности для развития еще большего числа инноваций;
- расходы на производство первых партий товара превышают затраты на производство последующих партий, а рост продаж предполагает «сетевой эффект», когда полезность товара зависит от численности потребителей;
- влияние фактора неопределенности реакции рынка, спроса и конкурентного предложения.
Конъюнктура рынка высокотехнологичных товаров в мире
Довольно долгое время США занимают лидирующие позиции в сфере производства высокотехнологичной продукции, на долю этой страны приходится 25% добавленной стоимости высокотехнологичных производств мира. Благодаря резкому экономическому росту Китай стремительно приближается к мировому лидеру. На этом фоне в последние годы наблюдается значительное сокращение доли Японии на мировом рынке высокотехнологичных товаров.
Среди наиболее динамично растущих секторов можно назвать фармацевтику, производство измерительной аппаратуры. Ведущие позиции сегменте высокотехнологичной продукции занимают производство фармацевтических товаров, полупроводников, контрольно-измерительной и тестовой аппаратуры. (20%). При этом сокращается доля добавленной стоимости отрасли связи, производства офисного и компьютерного оборудования.
Высокие темпы развития отрасли высоких технологий сохраняться в краткосрочной перспективе, а сама конъюнктура этого рынка характеризуются следующими аспектами:
- двухуровневая структура мирового высокотехнологичного рынка: промышленно развитые страны обмениваются технологиями, при этом передавая низкие (морально устаревшие) и средние (традиционные) технологии в развивающиеся страны, что тем самым усиливает имеющиеся технологические разрывы;
- стабильное преобладание на международном рынке технологий, разработанных в развитых странах, на их долю приходится 90% международного научно-технологического обмена;
- технологические ресурсы сконцентрированы в руках у незначительного перечня развитых стран: США, Японии, Великобритании, Германии и Франции;
- транснациональные корпорации выступают главными субъектами в международном технологическом обмене – до 70% инноваций передаются по внутрикорпоративным каналам;
- высокая монополизация международного рынка высоких технологий по сравнению с прочими сферами обмена, что определяют как уникальные свойства объекта торговли, так и концентрация научно-технических разработок в руках транснациональных корпораций, устанавливающих монопольно высокие цены на запатентованные продукты;
Тенденции мирового рынка высокотехнологичного товара
Конъюнктура мирового рынка высокотехнологичной продукции сегодня характеризуется следующими тенденциями:
- Развитие сектора высокотехнологичной продукции товаров и услуг началось сравнительно недавно, однако в настоящее время этот рынок уже весьма разнообразен. Он характеризуется постоянным движением, темпы которого растут вместе с ускорением научно-технического прогресса. По сути, данные государственной статистики уже не успевают за быстрыми переменами в высокотехнологичной производственной сфере. С появлением новых видов деятельности и продуктов приходится разрабатывать все новые классификации, постоянно пересматривать международные стандарты, искать новые варианты сбора статистической информации.
- Усиление роли информационно-коммуникационных технологий и программного обеспечения по сравнению с сокращением рынка оборудования, уже близкого к насыщению. Увеличение удельного веса фармацевтической продукции во многом обусловлено как со старением жителей развитых стран, так и с ростом платежеспособности населения развивающихся стран.
- Внедрение новых технологий становится залогом успешного развития, поэтому для сектора высокотехнологичной продукции менее остро ощущаются последствия спадов и кризисов, тогда как для традиционных отраслей производства завершение кризиса приводит к восстанавливающемуся спросу, подобному распрямлению пружины после сдерживания спроса в кризисные годы. Высокотехнологичным отраслям удается быстрее и эффективнее справляться с последствиями финансовым кризисов. В настоящее время снижаются продажи компьютерной и офисной техники, их электронных компонентов и периферийных устройств, при этом одновременно стремительно развиваются каналы связи, Интернет, коммуникационные технологии и устройства, вызывая ускорение морального износа оборудования и необходимость его постоянного обновления.
- Отличительная характеристика международного рынка высокотехнологичной продукции связана с переносом производств в те страны, где существует меньшая стоимость рабочей силы и широко применяется аутсорсинг. В этом плане безусловными лидерами стали государства Юго-Восточной Азии, в частности – Китай и Индия.