Конкуренция – это свободное соперничество множества экономических субъектов за обеспечение себе наилучших условий экономической деятельности.
Монополия – это рыночная структура, которая лишена конкуренции, поскольку на рынке присутствует только один производитель (продавец).
Конкуренция в мировой экономике и ее характеристика
Современная мировая экономика функционирует на основе рыночной модели хозяйствования. Одной из главных характерных черт рыночной экономики и одним из обязательных условий ее функционирования является конкуренция.
Конкуренция представляет собой соперничество субъектов экономики за обеспечение себе наилучших условий ведения экономической деятельности. Так, продавцы (производители) конкурируют друг с другом за право продать потребителям больше своей продукции, т.е. за занятие на рынке дополнительной доли. Потребители, в свою очередь, конкурируют друг с другом за право купить понравившейся им товар (потребительская конкуренция особо сильна в условиях товарного дефицита).
Конкуренция выступает в качестве главного рычага рыночного регулирования общественного производства. Она заставляет производителей считаться с требованиями потребителей, улучшать качество продукции, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.
Конкуренция в мировой экономике может быть как внутриотраслевой, так и межотраслевой. Внутриотраслевая конкуренция базируется на техническом и организационном развитии предприятий из одной отрасли. Межотраслевая конкуренция выражается в сравнении норм прибыли и в соответствующем им переливе капитала из одной отрасли в другую.
На международном уровне конкуренция разворачивается между субъектами мировой экономики. Это, в первую очередь, касается национальные государства и транснациональные компании (корпорации и банки).
Конкуренция государств в мировой экономике раскрывается через положения теории международной конкурентоспособности М. Портера. В соответствии с ней конкурентная борьба разворачивается в основном по следующим позициям:
- Факторные условия – людские, природные ресурсы, капитал, инфраструктура, научно-информационный потенциал;
- Условия внутреннего спроса – его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке;
- Родственные и поддерживающие отрасли – производство вспомогательного оборудования и полуфабрикатов высокого качества;
- Структура и стратегия предприятий, внутриотраслевая конкуренция – национальные особенности целей, способов и стратегий организации предприятий.
Совершенствуя национальную экономику по той или иной позиции, государства становятся более конкурентоспособными в мировой экономике. Зная эту теорию, страны до сих пор активно принимают участие в международной конкуренции. Например, не так давно Китай сумел сделать значительный рывок в экономическом развитии и действительно стать серьезным конкурентом США.
Монополия в мировой экономике и ее характеристика
Монополией принято называть исключительное право субъекта на ведение деятельности в определенной области. В сфере экономических отношений монополия выражается в том, что на рынке, как правило, в одиночестве присутствует крупнейший продавец – его называют монополистом. Его продукция не имеет прямых аналогов, а для новых предприятий, которые желают освоить рынок, выставлены высокие требования.
Существование монополии фактически исключает существование конкуренции. Формирование монополии означает, что на рынке осталось одно предприятие и с ним больше некому соперничать.
На данный момент выделяют следующие разновидности монополий:
- Закрытая монополия – это монополия, которая существует в силу принятия и действия общеобязательного нормативного правового акта, которым разрешается функционирование на рынке только одного определённого предприятия;
- Открытая монополия – это монополия, которая возникла в силу овладения одним из предприятий новой технологии производства и реализации продукции, а другие предприятия пока не смогли понять суть этой технологии и воспроизвести ее у себя;
- Естественная монополия – это монополия, существование которой экономически обосновано, т.е. только при функционировании на рынке одного предприятия уровень общественных издержек будет минимален.
Кроме того, монопольное положение на рынке может сформироваться в результате объединения нескольких предприятий в одну структуру. Примером подобного монополистического объединения является Организация стран-экспортеров нефти, которая в мировой экономике фактически действует как картель.
Основными представителями международных монополий являются транснациональные корпорации. Это связано с тем, что их цель заключается не в максимизации прибыли, а в максимизации рынка.
Монополизация мировой экономики исторически сложилась как многогранный процесс, который можно оценить с двух сторон. С одной стороны, монополии зачастую увеличивают цену и снижают качество продукции. С другой стороны, монополии осуществляют экономию на масштабе производства и обеспечивают относительную стабильность в кризисный период.
Большая часть транснациональных корпораций, которые фактически монополизировали рынок, приходится на компании из Соединенных Штатов Америки. Так, из 100 крупнейших корпораций мира 44 приходится именно на США.
В качестве примеров можно привести такие американские компании, как «Microsoft» и «Google». Данные компании представляют открытие монополии. Это значит, что с течением времени другие компании по всему миру станут постепенно осваивать технологии, которые взяты ими на вооружение. Следовательно, уровень конкуренции на мировых рынках также постепенно будет повышаться.