Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эволюция ценообразования в международной торговле

Определение 1

Ценообразование – это процесс установления цены на определенную продукцию (товар, работу, услугу), по которой она будет выставляться на рынок для реализации.

Стоимостная теория ценообразования в международной торговле

Ещё в древности ученые и практики занимались изучением вопросов, связанных с определением стоимости и цены товаров. Такое внимание к этим категориям было обусловлено развитием хозяйственных отношений в обществе, в том числе, между отдельными странами.

Мыслители Древней Греции, Рима, Китая, Индии, а также авторы эпохи Средневековья при описании цены называли такие ее характеристики, как стоимость, затраты, полезность. Этот подход во многом стал базисом для дальнейшей эволюции научной мысли насчет ценообразования вообще и в международной торговле, в частности. Началась эта эволюция с формирования стоимостной теории ценообразования.

Сторонники стоимостной теории ценообразования, которых во многом причисляют к классической школе, сформулировали теоретические подходы, соответствующие во многом затратному ценообразованию. Базовые определения стоимостной теории были впервые опубликованы в конце XVIII — начале XIX в., что соответствует эпохе становления капитализма.

Представление о трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость товара определялась количеством затраченного труда, а его ценность (т.е. цена) – издержками, понесенными на его производство, было заложено в учении основателей классической школы политической экономии. Речь идет про следующих великих экономистов своего времени:

  • В. Петти (1623-1687) – ввел понятия «естественной цены» (внутренней стоимости) и «рыночной цены» товара;
  • А. Смит (1723-1790) – утверждал, что стоимость определяется, с одной стороны, затратами труда, а именно тем количеством труда, на которое можно приобрести данный товар, а с другой стороны, источниками дохода, а именно заработной платой, прибылью и рентой;
  • Д. Рикардо (1772-1823) – утверждал, что стоимость полностью определяется трудом только в обществах первобытного строя; т.е. цена включает в себя не только стоимость труда, но и стоимость капитала (издержки производства).
«Эволюция ценообразования в международной торговле» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) также внес свой вклад в стоимостную теорию ценообразования, поскольку высказал мнение, что стоимость товара зависит от его полезности, издержек на производство, спроса и предложения. По мнению же английского экономиста Джона Стюарта Милля (1806-1873), цена есть денежное выражение стоимости.

Справедливость положений стоимостной теории цены отстаивал и Карл Маркс (1818-1883), который отдельно выделял экономические категории «стоимость» и «цена». По его мнению, цена товара – это денежное выражение его стоимости, которая представляет собой совокупность воплощенных в товаре общественно необходимых затрат труда.

Теория ценообразования в международной торговле с позиций маржинализма

В конце XIX в. появилась теория маржинализма (также ее многие называют теорией ценности или теорией предельной полезности). В ее разработку существенный вклад внесли такие экономисты, как:

  • Антуан Огюстен Курно (1801-1877) – показал, что в условиях монополии максимум прибыли достигается при равенстве предельной выручки и предельных издержек;
  • Иоганн Генрих Тюнен (1783-1850) – показал, что условием максимизации чистого дохода является равенство предельных издержек каждого фактора производства и предельной отдачи от их использования;
  • Герман Генрих Госсен (1810-1858) утверждал, что условием установления рационального потребления является равенство соотношения предельных полезностей потребляемых благ и их цен.

В основу теории маржинализма положен тезис о существовании предельной полезности товара, поэтому детализировано исследуются потребности покупателя и поведение отдельных фирм. Кроме того, вместо категорий «стоимость» и «товар» было предложено использовать категории «ценность» и «экономическое благо», соответственно.

Исходя из этих положений, Карл Менгер (1840-1921) утверждал, что ценность экономических благ – это субъективное суждение людей, выявляемое ими в процессе удовлетворения потребностей и относящееся к количеству имеющихся благ и к их достаточности для обеспечения жизнедеятельности. Причем это сознание не существует вне сознания людей.

Следовательно, цена товара является следствием субъективных оценок материальных благ участниками обмена, она определяются психологией конкретного потребителя.

Кембриджская теория ценообразования в международной торговле

Кембриджская теория цены была основана в конце XIX – начале ХХ вв. А. Маршаллом (1842-1924). В ней английский экономист попытался совместить идеи классиков и маржиналистов. В связи с этим кембриджскую теорию также многие называют неоклассической.

По мнению А. Маршалла, равноправными факторами определения цены являются и предельная полезность, и издержки производства. Последними признавались отрицательные эмоции предпринимателей и рабочих, которые прилагали усилия в процессе производства продукции, воздерживались от потребления и брали на себя определенные риски. Поэтому денежная цена издержек производства должна компенсировать данные отрицательные ощущения.

Маршалл особое внимание уделял взаимоотношениям спроса и цены. Он установил, что большее количество предлагаемого к продаже на рынке товара требует установление меньшей цены на него. И наоборот – большая цена для меньшего количества. Приведенное утверждение представляет собой закон спроса, который в настоящее время лежит в основе современной рыночной экономики и ценообразования.

Таким образом, рассмотренные нами в динамике (эволюции, развитии) теории ценообразования являлись основами для практического установления в мире цены на продукцию. В том числе, это относится к отношениям, которые осуществлялись в рамках международной торговли.

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot