Канада имеет федеративное устройство, что предопределяет специфику построения и функционирования ее кредитной системы, свойственную странам с данной структурой.
Основы устройства бюджетной системы Канады
Бюджетная система имеет трехуровневый характер:
- На первом уровне бюджетной системы располагается федеральный бюджет, сформированный и приведенный в исполнение федеральным правительством.
- На втором уровне находятся бюджеты десяти провинций и двух территорий.
- К третьему уровню относятся бюджеты местных органов власти.
Финансовый год, то есть период исполнения федерального бюджета, в Канаде длится с 1 апреля и заканчивается 31 марта.
Бюджеты разных уровней в Канаде вправе привлекать заемные средства для финансирования дефицита. При этом для федерального правительства не имеется конституционных ограничений на объем привлеченных средств на финансирование как текущих, так и капитальных расходов. Федеральное законодательство не предусматривает ограничений максимального объема заимствований и для органов власти провинций, тем не менее законодательством различных субъектов федерации данные ограничения установлены. Например, нормативные акты провинции Альберта дают возможность региональным органам власти привлекать заемные ресурсы на текущие цели в размере, который не превышает прогнозный годовой объем налоговых доходов бюджета провинции.
В Канаде применяется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она характеризуется, в первую очередь, достаточно высокой долей региональных и местных налогов в консолидированном бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов полномочий вводить собственные налоги.
Особенное место в финансовой системе Канады отводится финансам государственных предприятий, доходы которых формируют несущественную долю в консолидированном бюджете, и государственной системы фондов специального назначения. Федеральные фонды – страхования занятости и пенсионный – формируются за счет отчислений в форме вычета из заработной платы. Первоначально дополнительные налоги на заработную плату составляли обязательные премии в различные страховые фонды.
Структура кредитной системы Канады
У кредитной системы Канады довольно непростая институциональная структура, сформировавшаяся под воздействием кредитных систем Великобритании и США. Стараясь усилить в Канаде собственные позиции, данные страны старались завладеть источниками финансирования.
Формирование первых кредитных институтов в Канаде принято относить к колониальному периоду. В качестве банкиров были торговые компании. Действовали в Канаде филиалы иностранных кредитных учреждений.
Старания сформировать собственный банк была осуществлена в 1792 году группой монреальских бизнесменов, однако она завершилась крахом. Первый именно канадский коммерческий банк – «Бэнк оф Монреаль» - был открыт в 1817 году. После этого были сформированы разные специальные институты: трастовые, страховые и ипотечные компании и различные иные.
Кредитная система Канады включает:
- центральный эмиссионный банк;
- коммерческие банки;
- специализированные учреждения.
Кредитная система страны характеризуется наличием определенных финансовых институтов:
- коммерческих, трастовых и ипотечных банков,
- страховых и инвестиционных компаний.
В кредитной системе имеются и иные институты, или, как называют их в стране, «небанковские финансовые посредники» (НБФП). Они также реализуют банковские операции. К указанной категории принято относить кредитные союзы и кооперативные финансовые организации, которые обслуживают, в основном, франкоязычное население. НБФП очень неоднородны. Кроме указанных к ним относятся самостоятельные трастовые банки и траст-отделы коммерческих банков.
Как и в иных ведущих капиталистических странах, в Канаде развито страховое дело. В стране имеется довольно высокая степень концентрации страхового капитала. На местном страховом рынке довольно прочно обосновались американские компании; из 172 иностранных фирм, которые действуют в Канаде, 134 - из США.
Денежно-кредитная и валютная политика Канады нацелена на усиление национальной валюты, достигающееся благодаря контролю за инфляцией и стабилизацией обменного курса канадского доллара. Для этого Банк Канады фиксирует целевые ориентиры для темпов инфляции на 3-5 лет и реализует вмешательство на валютных рынках в обмен на иностранные валюты.
Кредитная система Канады имеет вид:
Рисунок 1.
Сопоставление бюджетно-кредитной системы Канады с системой РФ
В настоящее время бюджетное устройство Канады и России опирается на единые принципы федерализма. При этом функционирование бюджетных систем государств имеет ряд отличительных черт. Рассмотрим их:
- Канада является уникальной страной, где субъекты обладают широкими полномочиями в области природопользования. Они имеют право владеть государственными землями и природными ресурсами в пределах своей территории, что позволяет им распоряжаться этими ресурсами по своему усмотрению. Например, субъекты могут продавать землю, сдавать ее в аренду или выдавать лицензии на разработку недр.
- Одной из важных особенностей канадского бюджетного федерализма является возможность законодательного органа каждого субъекта издавать законы о взимании налогов в отношении природных невозобновляемых ресурсов, лесов и производства электрической энергии. Это позволяет субъектам самостоятельно контролировать и использовать свои природные ресурсы в целях развития и поддержки экономики.
- Канадский федеральный бюджет также предусматривает межбюджетные трансферты, которые федеральное правительство безвозмездно переводит субъектам. Эти трансферты предназначены для финансирования программ, выравнивания бюджетной обеспеченности и помощи конкретным людям. Основные финансовые потоки идут через Канадский трансферт на здравоохранение (КТЗ) и Канадский социальный трансферт (КСТ). Таким образом, федеральное трансфертное финансирование в Канаде основано на реализации конкретных социальных программ.
- Одним из уникальных аспектов межбюджетных трансфертов в Канаде является отсутствие ограничений на использование этих средств. Субъекты, получающие выравнивающие платежи, имеют полную свободу в распределении средств в соответствии с их собственными приоритетами.
- Система управления банковским сектором, в отличие от российской, является более продуктивной. Она характеризуется распределением полномочий по денежно-кредитному регулированию и монетарному контролю между разными институтами.
- Стратегическое планирование развития банковского сектора. Такая стратегия ежегодно принимается Канадой, что стимулирует рост инвестиционного рейтинга банковского сектора.
- В России, в отличие от Канады отмечается низкий уровень интеграции банковской системы в сферу международных финансовых отношений.