Характеристики стратегического макропланирования
Стратегическое макропланирование – это составление планов государственного регулирования экономической деятельности, экономического развития на конкретный временной период, включающее постановку приоритетных целей и направлений национального развития страны и определение источников их финансирования органами государственной власти.
Система стратегического макропланирования включает ответственные органы государственной власти, институты, занимающиеся анализом текущего состояния социально-экономических процессов, определением приоритетных направлений дальнейшего развития, разработкой планов социально-экономического развития государства.
Система стратегического макропланирования включает в себя:
- Органы законодательной власти страны. Их деятельность сопряжена с разработкой нормативных основ социально-экономической деятельности, правовой базы государственного экономического регулирования, правовых основ реализации государственных программ, планов, прогнозов развития, порядок распределения бюджетных ассигнований между отраслями национальной экономики и социальной сферой развития страны.
- Органы исполнительной власти. Они осуществляют практическую деятельность по разработке и реализации стратегии макроэкономического развития, исполняют планы деятельности, определяют прогнозные макроэкономические показатели и реализуют работу по их достижению. Ведущим органом исполнительной власти, реализующим работу по практическому стратегическому макропланированию, является Министерство финансов РФ. Именно оно реализуют проведение социально-экономической политики страны. Им определяются перспективы, пути и методы макроэкономического развития, ориентированные на достижение социально-экономического прогресса государства. Также, значимую роль в этом процессе играет и Министерство экономического развития РФ. Оно занимается определением приоритетных направлений социально-экономического развития и формированием направлений государственного регулирования основных макроэкономических параметров функционирования страны.
Ведущие направления социально-экономического развития государства
Социально-экономическое развитие страны – это достижение экономического роста, реализация расширенного воспроизводства, рост уровня жизни граждан, достижение национального благосостояния за счет реализации качественных структурных изменений в экономике и социальной сфере.
Социально-экономического развитие страны является объектом стратегического макропланирования. Основные направления социально-экономического развития определяются мировыми основами экономической деятельности и специфическими параметрами экономического и социального развития конкретного государства и его регионов.
Социально-экономическое развитие, прежде всего, ориентировано на достижение экономического роста страны. Он позволяет обеспечить максимальную занятость населения, реализовать более справедливое распределение благ, повысить качество и уровень жизни населения.
Ведущими направлениями социально-экономического развития являются:
- Создание системы эффективного налогообложения. Такая система должна способствовать реализации эффективного финансового контроля: недопущение ухода доходов в теневой сектор, рациональную налоговую нагрузку на физических и юридических лиц, своевременное пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
- Обеспечение полной занятости. Она представляет собой возможность обеспечения рабочими местами трудоспособную часть населения страны согласно их квалификации, навыкам и способностям.
- Обеспечение экологической безопасности. Здесь, предполагается минимизация отрицательного воздействия на экологию производственных процессов. Также, сюда входит и рациональное потребление ресурсов.
- Либерализация предпринимательской деятельности. Для экономического роста требуется обеспечение максимальной свободы предпринимательской деятельности, потому, государство ставит ориентиром минимизацию контроля.
- Рациональное и справедливое распределение доходов. Оно реализуется, посредством введения социальных трансферов и прогрессивных налоговых ставок.
- Развитие системы образования и здравоохранения: их техническое переустройство, введение инноваций для повышения качества обоих сфер.
Функциональная роль стратегического макропланирования
Стратегическое макропланирование выполняет в государственном экономическом регулировании следующие функции:
- Формирование обоснованной национальной экономической политики. Она включает в себя основные ориентиры развития страны, исходя из ее потенциала, направления развития в социальной и экономической сфере.
- Достижение высокого уровня экономического роста. Происходит планирование приведения макроэкономических показателей к определенным значениям.
- Создание условий для стабилизации циклического равновесия в национальной экономике.
- Обеспечение макроэкономической конкурентоспособности. Это обеспечивает достижение долговременного экономического роста, устойчивость позиций страны на мировой арене.
- Достижение устойчивого, сбалансированного макроэкономического развития.
Целевым назначением стратегического макропланирования является достижение устойчивых показателей социально-экономического развития страны.
Алгоритм реализации стратегического макропланирования
Стратегическое макропланирование в системе социально-экономического государственного регулирования реализуется по следующему алгоритму:
- Проведение стратегического анализа экономического развития страны. Проводится исследование макроэкономических показателей, оценивается их динамика.
- Составление концептуальных основ развития национальной экономики. Здесь, осуществляется прогнозирование развития национальной экономики. Концепция включает в себя стратегические ориентиры развития социально-экономических процессов, механизмы их реализации.
- Составления государственного стратегического плана. В нем прописываются тенденции развития национальной экономики, ее будущее состояние, макроэкономические показатели в размерах, которых необходимо достичь и методы, используемые для реализации развития по представленным направлениям.
- Разработка государственных целевых программ социально-экономического развития по направлениям, утвержденным планом.
- Разработка стратегии проведения мероприятий, прописанных в плане макроэкономического развития.
- Проведение оценочных и контрольных процедур в отношении реализации стратегии развития национальной экономики.