Политика инноваций – это механизм воздействия на инновационное развитие, научно-технические разработки и исследования в данной сфере деятельности.
Инновационная политика реализуется по разным направлениям внедрения новшеств в социально-экономическую сферу. При этом она отличается по своим приоритетам и механизмам реализации в разные временные периоды.
Стадии формирования политики инноваций
Политика инноваций начинает формироваться с 90-х годов XX столетия, т. е. с момента перехода страны на рыночный путь экономического развития.
Таким образом, становление политики инноваций происходит в несколько стадий:
- Начало – конец 90-хгодов XX века. В это период начинается реформирование и экономики и реализуются первые попытки внедрения новшеств в социально-экономическую сферу. Однако, полноценного развития политика инноваций не получила в этот период. Формируются только ее зачатки. Это было обусловлено нехваткой ресурсов на научно-технические исследования и разработки.
- Конец 90-х годов – начало 2000-х. В этот период происходит оживление экономики, выход из кризиса, экономический подъем и рост. Все это обуславливает открытие возможностей развития инновационных процессов. Государство стимулирует развитие инновационной деятельности, посредством ее прямого финансирования. Государство разрабатывает программы внедрения новшеств и реализует их финансирование. Специфика данного периода в том, что в это время существовала система среднесрочного бюджетного планирования, а также полностью отсутствовали косвенные меры. Политика инноваций складывается монетарного характера. Формируется ряд инновационных программ разной направленности, не имеющих между собой смысловой связи и общих отраслевых признаков. Как правило, разработка инновационных программ ориентируется на удовлетворение ведомственных и отраслевых интересов в ущерб приоритетным направлениям научно-технологического развития. В основе инновационной политики лежит разработка среднесрочных программ, носящих декларативные признаки. Как правило, внедрение инноваций затрагивало отрасли топливно-энергетического комплекса.
С 2007 года по наше время. Это современный этап становления политики инноваций, характеризующийся возведением инновационной деятельности в статус деятельности национальной значимости. Все инновационные проекты приобретают статус национального проекта. Современный этап развития инновационной политики может быть охарактеризован следующими положениями:
- формирование специфических экономических зон на территории страны;
- становление венчурной сферы в РФ;
- создание барьеров для ввоза на территорию страны импортного технического оборудования, технологических объектов, посредством введения таможенных пошлин и их повышения;
- введение налоговых льгот для хозяйствующих субъектов реализующих инновационные направления деятельности, научно-технических центров, институтов, проводящих научные исследования и разработки;
- разработка разных направлений национальных целевых инновационных программ. Они охватывают военную промышленность, космический и авиационный сектор;
- оказание поддержки развитию малого бизнеса инновационной ориентации;
- открытие ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий»;
- открытие технопарков в сфере высоких технологий.
Важно отметить, что последние две стадии связаны со стремительным ростом цен на энергоносители, экспортером которых является Россия. Потому, появляются возможности вливания средств в инновационную сферу и она получает активное инновационное развитие. Даже кризис 2008 года не повлиял на изменение курса развития инновационной политики государства.
Рисунок 1. Направления политики инноваций в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Положительные и отрицательные аспекты становления политики инноваций в РФ
На сегодняшний день политика инноваций РФ продолжает свое активное формирование. Она не является законченным процессом и постоянно претерпевает изменения. России требуется продолжать работать в направлении формирования передовой инновационной политики.
Среди положительных аспектов становления и развития политики инноваций РФ могут быть выделены следующие:
- Приоритетное положение политики инноваций для определенных правительственных ведомств;
- Объединение научных исследований и технологических разработок, бизнес-процессов и государства в направлении реализации единой стратегии инновационного развития страны;
- Ориентация на использование комплексных мер по реализации основных направлений инвестиционного развития и решению актуальных инвестиционных задач;
- Опора на среднесрочные показатели экономической деятельности при разработке инновационных программ;
- Бюджетное финансирование инновационной деятельности: выделение субсидий, грантов на национальные программы, финансирование деятельности научно-исследовательских центров.
Наряду с положительными аспектами развития политики инноваций имеются и отрицательные стороны ее становления. К ним относятся:
- Низкий уровень и качество проработки мер реализации различных направлений инновационной политики;
- Несвоевременность реализации ведущих направлений инновационной политики. Реализация происходит в период изменения тенденций развития социально-экономической сферы, которые не учитываются, т. е. в национальные инновационные программы не вносятся коррективы;
- Ориентация политики инноваций на национальную идентичность страны, без учета процессов интеграции, глобализация мирового экономического развития и процессов научно-исследовательских разработок;
- Несистемные характер инновационной политики, что приводит к отсутствию увязки ее направлений с иными областями экономического развития и регулирования;
- Низкий уровень документального оформления инновационных программ, приоритетных направлений политики инноваций: документы дублируют друг друга и содержат большие объемы расплывчатых информационных данных, отсутствует конкретика по реализации проектов.
- Национальная политика страны на сегодняшний день не является полноценно ориентированной на решение задач инновационного развития.