Сфера услуг – это сфера экономических отношений, охватывающая воспроизводство коммерческих и некоммерческих услуг, реализуемых физическими и юридическими лицами для реализации различных целей и задач.
Услуги коммерческого характера ориентированы на получение прибыли, субъектами, реализующими данные услуги.
Услуги некоммерческого характера ориентированы на реализацию культурных задач, решение вопросов в области здравоохранения, образования, социальную защиту населения и иные услуги.
Сфера услуг является объектом макроэкономического регулирования.
Макроэкономическое регулирование – это процесс государственного регулирования экономики, посредством использования механизмов воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение с целью обеспечения устойчивого экономического развития страны.
Макроэкономическое регулирование затрагивает все национальное хозяйство, частью которого и является сфера услуг.
Тенденции развития сферы услуг Республики Беларусь
На сегодняшний день реализация услуг занимает ведущие позиции в большинстве стран. Торговля услугами характеризуется высокими темпами роста. Мировой рынок услуг растет и расширяется.
Основными тенденциями развития сферы услуг Республики Беларусь, на сегодняшний день являются:
- Реализация социально-ориентированного развития экономики через сферу услуг. Государство, обеспечивает общество заказами на выполнения услуг социальной направленности и контролирует их реализацию.
- Обеспечение через сферу услуг ресурсоэффективного и экологически направленного экономического развития государства.
- Интеллектуально=инновационная основа реализации услуг. Это сопряжено с тенденциями развития общества, мировой информатизацией.
- Отставание по уровню развития услуг связи. Связь – самая высокотехнологичная отрасль с высокими темпами развития. В Беларуси она развивается по направлениям интернет-соединения, мобильной связи и телекоммуникации. При этом, наблюдается заметно отставание от развитых стран по скорости интернет-соединения, доступности услуг связи, покрытия территорий страны мобильной сетью, доступности цифрового телевидения и иным показателям от развитых стран мира.
- Высокая себестоимость услуг ЖКХ. Это приводит к необходимости бюджетного субсидирования услуг для населения, что снижает экономное использование ресурсов и энергии. Стоимость услуг ЖКХ, ее постоянный рост подкрепляется и монопольным контролем данной сферы. Потому, качество услуг не растет, а цены не снижаются.
- Слабое развитие логистики. Она связана с оптимизацией товарных потоков, обеспечением процессов товародвижения между продавцами и покупателями. На сегодняшний день, логистика Беларуси сильно хромает. Не имеется складов, оптимизированных под хранение товаров различного вида с соблюдением режимных условий. Также, отсутствуют и оптимальные торговые помещения, позволяющие обеспечит сохранность продукции на должном уровне качества.
- Преобладание государственной собственности в сфере услуг общественного питания, оказания бытовых услуг, гостиничного дела. Это снижает эффективность развития данных сфер. Качество услуг ничем не подкрепляется, что не приводит к его росту и не стимулирует снижения цен на услуги данного вида.
- Недостаточная развитость страховых услуг. Они играют важную роль в современной экономики, поскольку, дают возможность реализовать ее стабильное функционирование, бесперебойную работу всех процессов, всех секторов и отраслей народного хозяйства. В Беларуси не особенно развита область страховых отношений. Страховые услуги занимают не более 1% ВВП, тогда как в развитых странах на долю услуг страхования приходится минимум 8% ВВП.
- Отставание развития сферы услуг по отдельным регионам страны от центральных областей. Это связано с уровнем жизни в регионах, дифференциацией экономического развития отдельных регионов, уровней заработной платы и благосостояния населения.
- Преобладание транспортных услуг, грузоперевозок, строительных услуг.
- Капиталоемкие, высокотехнологичные услуги, а также услуги культурного просвещения и развития населения находятся на низком уровне развития в силу нехватки средств для их финансирования.
Перспективы развития сферы услуг Республики Беларусь
В настоящее время сфере услуг, обеспечению ее устойчивого развития в Белоруссии уделяется особое внимание. Сфера услуг в данном государстве в меньшей степени подвержена воздействию тех или иных кризисных экономических реалий. Кроме того, технологии производства активно развиваются и усложняются. Чтобы поддерживать их развитие требуется создание оптимальной сферы услуг, включающей в себя сеть информационных, финансовых, страховых, телекоммуникативных услуг, а также повышение роли и качества логистики.
Приоритетными направлениями государственного регулирования сферы услуг Республики Беларусь являются:
- Создание условий макроэкономического развития, позволяющих внедрять инновационные технологии: модернизация систем связи, повышение качества услуг информационного характера.
- Рост объемов услуг, расширение их спектра и структуры и повышение сферы услуг в объеме ВВП.
- Расширение экспорта услуг страхования и финансовой сферы. Также, увеличения качества и количества требуют услуги использования интеллектуальной собственности.
- Развитие инфраструктуры, ориентированное на создание благоприятного инвестиционного климата.
- Обеспечения развития коммуникационных, информационных, компьютерных и транспортных услуг. Они ориентированы на завоевание конкурентных преимуществ на мировом рынке и обеспечения связи и взаимодействия с другими государствами в условиях глобализации мировой экономики.
Внедрение механизма развития ИКТ по следующим направлениям:
- расширение внешнего шлюза доступа к интернет пространству;
- оптимизация маршрутов международного трафика для упрощения его доступа в национальную экономику;
- насыщение и расширение отечественного интернет-контента;
- формирование единых технологических параметров функционирования сайтов белорусских СМИ.
Следует также отметить, что РБ уделяет особое внимание развитию туризма. В настоящее время в этом направлении разрабатываются и применяются государственные программы социально-экономического, культурного развития, проведения природоохранных мероприятий. Все они, в той или иной степени ориентированы на создание благоприятной среды для привлечения туристов.