Сущность и механизм рыночного равновесия
Рыночное равновесие – это ситуация, при которой спрос оказывается равен предложению.
На уровне макроэкономики – совокупный спрос равен совокупному предложению. Такая ситуация именуется общим экономическим равновесием.
Равновесная цена определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения и представляет собой цену, при которой объем рыночного спроса будет равен объему рыночного предложения. В ситуации равновесия все компоненты рынка приобретают равновесное значение. Соответственно, под равновесным объемом понимают объем спроса и предложения, который сложится на рынке при равновесной цене.
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Достижение рыночного равновесия реализуется посредством применения механизма рыночного равновесия. Он связан с формированием цен на продукцию производителя, исходя из изменение спроса на нее потребителей. Цена, находится в обратной зависимости от величины спроса т.е. при росте цен – спрос падает, а при их снижении повышается. с производителями возникает обратная ситуации: при росте цен они готовы продать больший объем продукции, потому, их предложение возрастает, а при падении цен – снижается, поскольку нет желания продавать большие объемы продукции по низким ценам. В случае если спрос будет превышать предложение, цена будет расти до тех пор, пока их величины не сравняются. Если же предложение превысит спрос, то цена, напротив, будет снижаться до пределов достижения равной величины спроса и предложения.
Рыночное равновесие бывает двух типов:
- Устойчивое равновесие, связанное с редкими отклонениями величины спроса и предложения от равновесного положения и их скором возврате в него при нарушении равновесных позиций.
- Неустойчивое равновесие, связанное с постоянными отклонениями спроса и предложения от равновесных значений, невозможности фиксирования их величин на одном уровне в течение длительного временного периода.
По законам спроса и предложения, снижение цен выступает сигналом для покупателей к приобретению большого объема продукции в данный временной период и сигналом продавцов к реализации меньшего объема продукции по заданному уровню цен, что приводит к возникновению дефицита товаров или услуг. Он проявляется как несоответствие величины спроса величине предложения. В данном случае, механизм возврата к равновесному состоянию реализуется посредством автоматического устранения дефицита за счет того, что находятся потребители, которые согласны заплатить больше, лишь бы получить необходимый им продукт. Это приводит к тому, что цены начинаю расти, увеличивая объемы поставок продукции. Рынок приходит в равновесие.
Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Если величина предложения превышает величину спроса, то возникает ситуация излишка объемов продаж т.е. предложение превышает спрос. Рост предложения по повышенным ценам не обеспечивает достаточного количества продаж, что заставляет продавцов снижать цены, возвращая равновесное состояние рынка.
Рисунок 3. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Также, на рыке может возникнуть ситуация, при которой развивается, так называемое «паутинообразное равновесие». Это происходит в случае, когда в условиях рынка соотношение в эластичности спроса и предложения принимает противоположные позиции. Предложение подстраивается под динамичный спрос, как бы следует за ним с временным интервалом, оставаясь по сути инерционным. При равной ценовой эластичности спроса и предложения рынок не приходит в состояние равновесия.
Рисунок 4. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ситуации избытка (ренты) покупателя и продавца
С понятием рыночного равновесия связано и такое важное явление, как излишек (рента) покупателя и излишек (рента) продавца. Их возникновение обусловлено тем, что весь объем товаров или услуг, который продается и приобретается на рынке, находится в равновесном состоянии, т. е. продается и покупается при заданном уровне цен одинаковое количество товаров или услуг.
Рента возникает как следствие основных рыночных механизмов: цена спроса - это максимальная цена, которую согласны заплатить потребители конкретной продукции в данный временной периода, а цена производителя – это минимальная цена, по которой производители готовы продавать свою продукцию в данное время. Если Pe > Pp, то излишек получают те, кто собирался покупать товары по цене превышающей равновесную. В том случае, когда равновесная цена превышает цену предложения (Pe > Ps), излишек достаётся производителям.
Таким образом, возникают два типа излишков:
- Излишек потребителя представляет собой разницу между объемом средств, которые потребители готовы потратить на приобретение конкретной продукции, представляющую равновесное количество единиц и суммой их реальных расходов. Излишек потребителя называется рентой потребителя.
- Излишек производителя или его рента – это разница между величиной реальной выручки продавца и той суммой, по которой продавцы хотели бы реализовать равновесный объем продукции.
Рисунок 5. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Величина ренты потребителя и ренты производителя является характеристикой общественной выгоды, приносимой равновесным рыночным состоянием.
При этом, государство оказывает вмешательство в рыночный механизм, вызывая появление излишков продавцов и потребителей. Основными инструментами государственного вмешательства являются:
- Налоги. Государство вводит, так называемые «потоварные налоги», которые уплачиваются и продавцами, и покупателями. Введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, фактически уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом. Формирование налогового бремени, его величина, относимая к продавцу и покупателю зависит от соотношения эластичности спроса и предложения. При меньшей эластичности спроса налоговая нагрузка ложится на покупателей, а при большей эластичности спроса – на продавцов.
- Установление фиксированных цен. Государство определяет их уровень, который может располагаться ниже или выше равновесия, в зависимости от целей реализации ценового регулирования. Для решения социальных задач цены фиксируется на уровне ниже равновесного, а для развития производства цены устанавливаются на уровне выше равновесного.