Платежный баланс – это статистический отчет, отражающий все экономические операции между резидентами и нерезидентами, произошедшие в течение отчетного периода.
При составлении платежного баланса реализуется принцип двойной записи: все операции отражаются по дебиту и кредиту статей, конечное сальдо которых должно совпадать.
Платежный баланс является важным показателем макроэкономического развития страны. Он отражает различные показатели внешнеэкономического развития и взаимодействия государства с иностранными партнерами.
Роль платежного баланса в национальной экономике
Платежный баланс отражает внешнеэкономическую деятельность страны за определенный период. Как правило, он составляется за год и позволяет выявить изменения в международных экономических отношениях страны, состояние и развитие ее экономики.
Платежный баланс является активным, в случаях превышения поступлений в иностранной валюте над выплатами в ней. В обратном случае, платежный баланс является пассивным.
Составление платежного баланса реализуется по разработанной МВФ методологии. В данном случае, он представляет собой:
- отражение всех экономических операций, осуществленных за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами страны;
- представление всех денежных платежей, которые были фактически произведены в соотношении с безвалютными операциями;
- отражение всех внешнеэкономических операций, отражающих юридический переход права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачу денежных средств и финансовых активов между странами.
Все внешнеэкономические операции отражаются в платежном балансе дважды. Это позволяет обеспечить равновесие баланса. Одна запись показывает, какие изменения в активах и пассивах страны вызывает данная операция, а вторая запись ориентирована на балансирование с первой.
Платежный баланс выступает важным направлением государственного экономического регулирования. Государство ориентируется на достижение равновесного значения данного баланса. Восстановление равновесия международных расчетов требует целенаправленных государственных мероприятий. Международные расчеты требуют своего уравновешивания в целях поддержания стабильных показателей экономического роста и развития.
Структура платежного баланса
По своему устройству платежный баланс является совокупностью следующих разделов:
- торговый баланс выступает отражением соотношения между экспортными и импортными операциями;
- баланс услуг и некоммерческих платежей выступает отражением тех операций, которые не имеют материального воплощения;
- баланс текущих операций отражает движение товаров, услуг, доходов от инвестиций и односторонние переводы т.е. операции, реализуемые одной из сторон внешнеторгового взаимодействия;
- баланс движения капитала и кредитов отражает потоки капитальных средств - утечка национального капитала и приток иностранного, получение международных кредитов и их предоставление иностранным партнерам;
- операции с официальными валютными резервами. Они выступают отражением формирования резервного фонда страны в иностранной валюте.
Данная структура платежного баланса применяется в РФ. Международная структура предполагает включение в платежный баланс следующих статей:
- государственные операции отражают проведение односторонних переводов между странами - выделение субсидий в направлении оказания экономической помощи, выплаты пенсий, пособий, взносов в международные организации, добровольческие пожертвования и т. д.;
- частные операции они выступают отражением платежей, осуществляемых иностранными специалистами в свое государство. Такие платежи, с одной стороны отражают отток рабочей силы, а с другой стороны отражают валютные поступления в национальную экономику.
Ключевые проблемы составления платежного баланса и обеспечения его сбалансированности
Составление платежного баланса и формирование показателей его основных статей является задачей Федеральной службы государственной статистики и Центрального банка России. Баланс формируется поквартально. Происходит составление балансов по направлениям внешнеторгового взаимодействия. Это обуславливает формирование балансов с дальним зарубежьем и ближним зарубежьем. В связи с особенностями показателей, входящих в состав баланса, в процессе его формирования возникает ряд проблем. К ним относятся:
- Низкий уровень информационного обеспечения. Данные баланса не характеризуются полноценностью информационных данных и своевременностью их получения. Как правило, наблюдается несоответствие данных таможенной службы с данными иных структур в отношении одних и тех же операций.
- Неполнота охвата всех экспортных и импортных операций одной структурой. Информация собирается по частям, что не всегда позволяет полноценно сформировать представление о реальном положении дел.
- Не имеется полноценной и точной информации о зарплате, выплаченной нерезидентам и полученных от них платежей.
- В состав платежного баланса не входит информация, касающаяся нераспределенной прибыли совместных предприятий России и иностранных партнеров.
- Отсутствуют данные о нераспределенной прибыли иностранных компаний, в которую РФ инвестировала средства.
Все эти факторы отрицательно сказываются на структуре баланса и его счетах и затрудняют достижение его сбалансированности. Отрицательное сальдо платежного баланса формирует потребности в заемных средствах, получаемых у международных организаций и банковских учреждений иностранных государств. Это приводит к росту государственного долга, погашение которого требует повышения экономического роста и развития или новых заимствований.
Чтобы устранить недостаточность информационного обеспечения, платежный баланс должен формироваться помесячно. Кроме того, его показатели должны находить отражение в прогнозах макроэкономического развития и использоваться при разработке основных направлений макроэкономической политики. Это позволит более детально подходить к составлению его статей и полноте отражения в ней данных внешнеторговой деятельности страны.