Общие сведения о предпринимательской активности
Предпринимательская активность – это процесс разработки новых форм, методов, принципов ведения хозяйственной деятельности в целях прироста добавленной стоимости, расширения воспроизводства и масштабирования экономики.
Предпринимательская активность является важным аспектом экономического роста и развития всего государства и его отдельных регионов, а также, отдельных направлений хозяйственной деятельности.
Предпринимательская активность является динамичным процессом. Она охватывает все этапы становления и развития бизнеса: от инновационной предпринимательской идеи до ее успешной коммерциализации, от замысла создания новой предпринимательской структуры и появления начинающих предпринимателей до стабильно функционирующих компаний, действующих в условиях сложной конкурентной среды.
По сути, предпринимательская активность представляет собой инновационную экономическую деятельность субъектов хозяйствования. Они стремятся находить новые способы комбинирования факторов производства в целях их более продуктивного использования и ориентации на разработку новых продуктов, новых способов деятельности.
Воздействие на развитие предпринимательской активности оказывают многие факторы, касающиеся, как внутренних параметров экономики конкретного общества, личностных аспектов деятельности и ее мотивации конкретного предпринимателя, так и внешних показателей экономической среды, в которой реализуется хозяйственная деятельности. Таким образом, предпринимательская активность, ее становление и развитие подвержены воздействию двух групп факторов:
- Внешние факторы.
- Внутренние факторы.
Внешние факторы развития предпринимательской активности
К внешним факторам относятся нормативно-правовая база предпринимательской деятельности и параметры инвестиционного микроклимата.
Инвестиционный микроклимат является отражением реализуемой государством инвестиционной политики и проводимыми научно-исследовательскими разработками. Стимулирование инвестиций в национальное хозяйства является важным направлением экономической политики государства. Чем выше уровень инвестиционных вложений в определенные сферы и направления предпринимательской деятельности, тем выше уровень инноваций, тем больше возможностей для их разработок.
Основными мероприятиями по формированию благоприятного инвестиционного климата являются:
- планирование и финансирование инновационной деятельности;
- разработка государственных программ инновационного развития экономики;
- введение разнородных льгот по направлениям инновационных разработок
Что касается формирования нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, то здесь важна разработка адекватных законов и регламентов ведения предпринимательской деятельности, чтобы она реализовывалась без нанесения ущерба всем членам общества и производилось стимулирование предпринимательской активности.
Важным составным элементом инновационной макросреды является национальная инновационная система (НИС), которая состоит из разнородных институтов государственного и частного характера, реализующих различные научные и инновационные разработки. Она опирается на создание научных центров, стимулирование научного развития и формирование инновационной инфраструктуры. Рациональность и продуктивность функционирования НИС определяется взаимодействием ее составных компонентов. При этом именно предпринимательская инициатива, активность является двигателем инноваций.
Основными условиями создания благоприятного микроклимата для развития инновационной предпринимательской среды являются:
- доступность всех форм финансовых ресурсов и поддержка новых и развивающихся компаний;
- эффективность реализуемой монетарной и денежно-кредитной политики государства;
- реализация государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства;
- использование механизмов стимулирования научно-технического развития различных регионов и муниципальных образований;
- оказание помощи в инновационных разработках, выступающих стимулами развития предпринимательской деятельности;
- формирование эффективной инфраструктуры поддержки инновационных форм предпринимательства;
- содействие развитию свободной конкуренции и устранение любых проявлений ее ограничений;
- социально-культурное развитие общества, оказывающего поддержку инновационной предпринимательской активности, затрагивающей создание новых продуктов и разработку новых способов ведения хозяйственной деятельности;
- модернизация общественного отношения к предпринимательству и разнородным видам предпринимательской деятельности.
Внутренние факторы развития предпринимательской активности
К числу внутренних факторов, определяющих развитие предпринимательства и проявление инициативы в различных видах и направлениях предпринимательской деятельности, относятся:
- индивидуальные особенности личностного развития предпринимателя;
- национальный менталитет;
- уровень развития предпринимательской культуры;
- наличие ориентиров и мотивов развития инновационного предпринимательства.
Основным компонентом формирования предпринимательской деятельности и развития предпринимательской инициативы выступает индивид. Его активность во взаимодействии с объектом опосредует процесс самореализации его сущности.
Мотивы, которые побуждают отдельного человека заниматься предпринимательством формируются на сновании индивидуальных потребностей личности. Эти потребности варьируются в зависимости от различных факторов. Однако, любой индивид желает в полной мере обеспечить свое существование и максимально реализовать свои потребности. Это требует получение определенного уровня дохода. Таким образом, вступая на путь предпринимательства отдельный индивид желает получить определенный уровень дохода. В силу отсутствия альтернативных источников дохода, у него также, может сформироваться потребность в реализации предпринимательской деятельности.
Для успешного участия в предпринимательском процессе реализуется мотивация индивида на профессиональный рост и творческую самореализацию. Кроме того, деятельность может быть интересна индивиду, касаться его увлечений, а также, привлекать сложностью и разнообразием решаемых задач. Стимулирует к предпринимательству и предпринимательской активности и желание проверить свои навыки, способности, профессиональную компетенцию. Это особенно затрагивает инновационную активность предпринимателей. Они создают новые продукты, внедряют новые производственные процессы в экономическую сферу, осваивают новые рынки, помогая развивать рыночную конъюнктуру в целом и ее отдельные элементы в частности.