Фирма – это субъект предпринимательства, деятельность которого имеет ориентацию на получение прибыли за счет производства и реализации продукции, оказания услуг, выполнения тех либо иных работ.
Экономическая природа фирмы анализировалась и анализируется различными учеными. Существуют разные подходы к пониманию фирмы и основ ее функционирования.
Фирма в неоклассической теории
Данный подход зародился в 1937 году, когда начались разработки Р. Коуза – английского экономиста, рассматривающего теорию рыночного спроса и предложения, основы функционирования фирм и их поведения на рынке. Фирма, как отдельная экономическая теория не рассматривалась в классической экономической теории. Она являлась там субъектом микроэкономики, организмом хозяйственной отдельности.
В неоклассической теории, фирма рассматривается в качестве единицы производства, т. е. она выступает важным элементом производственной сферы деятельности. Неоклассический подход анализирует ее деятельность в экономической системе с позиций ресурсно-технологического подхода. Фирма реализует преобразование ресурсов в конечную продукцию разного вида. Она связана с производственным процессом и реализует свою деятельность в ориентации на получение прибыли. Приоритетное значение в данной теории отдается получению прибыли фирмой как итоговой стадии ее деятельности. Таким образом, рыночное поведение фирмы характеризуется следующими параметрами:
- поведение фирмы полностью определяется ее владельцем, выступающим и собственником фирмы, ее создателем и управленцем в одном лице;
- поведение фирмы и его особенности вытекают из собственнических ориентиров ее владельца (максимизация прибыли, рациональное поведение фирмы);
- фирма стремится рационально и эффективно расходовать исходные ресурсы в целях устойчивого функционирования, получения прибыли и ее максимизации;
- функционирование фирмы в рамках ресурсно-технологичного подхода реально в условиях совершенной конкуренции. Несовершенство конкуренции приводит к иным ориентирам развития фирмы;
- рассмотрение фирмы, как однородного субъекта рыночной системы хозяйствования. Ее однородность вытекает из ее единоличного управления. Собственник фирмы принимает все решения в опоре на свои знания и навыки, свои взгляды и идеи, что не всегда позволяет учесть все факторы воздействия на функциональные процессы и механизмы фирмы;
- однородный спрос на продукцию и конкретные основы деятельность – основное условие функционирования фирмы в рамках данного подхода. Поскольку, в реальной практике такие условия встречаются крайне редко, то и применение подхода носит академическую направленность.
В последние десятилетия в мировой экономической науке появилось много модификаций, концепций и теорий, дополняющих неоклассическую теорию и стремящейся усовершенствовать ее рассмотрение, за счет учета практических особенностей рыночного функционирования фирмы и рыночной среды, в которую она попадает. Однако, полноценное устранение расхождений неоклассической теории и практики не произошло. Имеющиеся расхождения стало возможно устранить благодаря использованию идей неоинституциональной экономической теории. Неоинституциональная теория фирмы стала мостом между неоклассическим рассмотрением деятельности фирмы и современными рыночными реалиями, которые характеризуют иные возможности фирмы и иную ориентацию ее функционирования.
Фирма в неоинституциональной теории
Неоинституциональная теория фирмы предполагает ее рассмотрение в качестве социального института, а именно, общности людей, объединенных общей идеей, общей деятельностью и ее целевыми ориентирами. Они имеют мотивацию совершения конкретных операций и обладают общими интересами и потребностями, которые удается удовлетворить за счет деятельности фирмы. В данном подходе предполагается, что фирма является механизмом реализации рыночных отношений, в основе которых лежат хозяйственные сделки, именуемые трансакциями.
Основным инструментом анализа фирмы в рамках данного подхода стала категория трансакционных издержек. Она позволяет рассмотреть фирму как сеть взаимовыгодных контрактов. Расторжение и перезаключение сделок несет ряд дополнительных издержек. Это дает возможность анализа деятельности фирмы через отражение формирующихся взаимоотношений внутри фирмы, для постижения внутренней сущности ее механизмов и процессов. Неоинституциональная теория произвела смещение акцента с анализа трансформационных (производственных) издержек на трансакционные издержки.
Основными характеристиками деятельности фирмы в рамках неоинституционального рассмотрения ее деятельности являются:
- фирма представляет собой совокупность контрактов – реализация управления контрактными отношениями, которые дают ей преимущества и возможности функционирования на рынка;
- уход от отождествления фирмы с производственной сферой деятельности. фирма имеет возможности реализации иной деятельности. Она является объектом собственности, что дает ей право на остаточный доход - прибыль на остаточный контроль;
- существование фирмы обусловлено тем, что имеющийся в ней нерыночный механизм распределения ресурсов действует более эффективно, чем рыночный механизм распределения ресурсов;
- реализация оппортунистического поведения фирм. Такое поведение связано со снижением цены на продукцию фирмы, в сравнении с рыночной ценой. Такое поведение сопряжено с ассиметричным распределение рыночной информации. Асимметрия информации происходит в результате того, что одни фирмы не владеют определенной информацией о рыночных показателях, а другие владеют, при владении в разных объемах;
- фирма принимает свои решения не по единому критерию, а по различным параметрам, в зависимости от конъюнктурных колебаний рынка, изменений в особенностях функционирования окружающей среды и иных факторов.