Понятие планирования в микроэкономической сфере
Под планированием понимается целенаправленное воздействие на всю деятельность компании, на отдельные отрасли и хозяйственные субъекты для обоснования целесообразности принимаемых решений экономического и социального характера, с учетом наличия источников финансирования, оптимизации прогнозируемых затрат, с целью достижения положительных конечных результатов.
Объект планирования в микроэкономике – это деятельность субъектов хозяйствования, рассматриваемая в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Наука планирования в качестве предмета рассматривает изучение возможностей применения на практике составления стратегических прогнозов, планов и проектов, объективных закономерностей, которые определяют развитие рынка, разработки и совершенствования методов и методик решения различных проблем в деятельности по планированию, а также организации осуществления планирования.
Элементами структуры планирования являются:
- Теория и методология философского, социального и экономического направления. К основным составляющим относятся: теоретические разработки в области познания, а также сфере функционирования экономики рыночной среды, диалектика.
- Общенаучная методология, которая включает множество общенаучных методов, ключевыми из которых являются: методы индукции и дедукции, наблюдение, традиции и аналогии, методы анализа и синтеза, моделирования социально-экономических процессов и т.д.
- Разносторонняя система методов стратегического планирования. Такая система представляет собой систему принципов, способов организации и выстраивания практической и теоретической деятельности, которая связана с разработками проектов решений в управлении, выраженных в форме прогнозов, программ и планов стратегического развития социальных и экономических подсистем отдельных групп населения и общества в целом.
При решении любых проблем, связанных с управлением и планированием, применяется определенная логическая последовательность.
Логикой планирования является упорядоченная последовательность, обоснованность и согласованность действий, связанных с решением любых проблем планирования, а также определение начального этапа, на котором должны решаться перечисленные проблемы и на котором должен быть основан весь процесс работы по планированию.
Суть элементов логики деятельности по планированию заключаются в:
- Определении и формулировании основной цели или же системы целей, преследуемых субъектом планирования;
- Анализе начального уровня развития объекта, на которого направлено планирование, и обсуждение показателей, достигнутых при планировании;
- Определении объемов и структуры общественных потребностей в плановый период, учитывая результаты деятельности рассматриваемых объектов планирования;
- Определении объемов и структуры ресурсного обеспечения, которое имеется в начале планируемого периода и заново создаваемого в плановом временном промежутке;
- Согласовании и сбалансировании ресурсов и потребностей подсистем социально-экономического характера на различных уровнях при помощи составления шкалы, ранжирования потребительских предпочтений и подготовки управленческих решений в виде стратегических планов, прогнозов и программ.
Планирование деятельности на предприятии
На уровне микроэкономики, с точки зрения компании, под планированием понимается некоторый способ осуществления действий, который основан на сознательных и волевых управленческих решениях микроэкономических субъектов, механизм, позволяющий заменять цены и рынок.
Два вида планирования деятельности предприятия: планирование деятельности предприятия в рыночной среде и внутрифирменное планирование. Обычно, эти две формы связаны между собой.
Следует отметить, что деятельность в процессе планирования может быть рациональной только в том случае, когда предприятие взаимодействует с контрагентами рынка не случайно и не разово, а имеют долговременный и устойчивый характер.
Составление плана деятельности компании позволяет:
- Четко координировать предпринимаемые усилия по достижению намеченных целей;
- Побуждать руководящее звено к конкретному определению своих целей и путей их достижения;
- Определять ключевые показатели деятельности предприятия, которые необходимы для контроля в будущем;
- Подготавливать компанию к незапланированным изменениям в рыночной среде;
- Четко определять обязанности и ответственность всего управленческого состава предприятия.
Основной инструмент планирования деятельности предприятия – это бизнес-план.
Значение планирования для деятельности компаний
Планирование деятельности компаний неразрывно связано с финансовым обеспечением. Сотрудники компании, которые занимаются подготовкой данных для исследования и планирования, должны иметь определенные знания в области математических, статистических и прочих методов прогнозирования. Особую актуальность данные методы приобретают при проведении маркетинговых исследований. Составление прогноза объема рынка и продаж товаров является отправной точкой при любом процессе планирования в рыночной среде.
Профессиональное составление планов по производству, сбыту и инвестициям – это важный фактор успешности осуществляемой предприятием деятельности в экономике рыночного типа.
Многие причины определяют необходимость планирования, основная из которых заключается в неопределенности будущего. Именно данная базовая особенность мировой экономики требует выполнения определенных действий по предупреждению негативных экономических последствий.
Важные факторы, на которые следует обращать внимание при планировании:
- Уровень конкуренции в данной отрасли;
- Особенности отрасли;
- Размеры предприятия;
- Общий уровень развития экономики в стране.
Трудно переоценить значение планирования для деятельности компании, поскольку план является ориентиром, к которому стремится фирма, и критерием успешности ее хозяйственной деятельности.