Основы формирования оптимальной стратегии рыночного поведения
Оптимальная стратегия рыночного поведения – это план мероприятий, включающий определение наиболее эффективных и целесообразных путей развития хозяйствующего субъекта на предстоящую перспективу.
Оптимальная стратегия рыночного поведения разрабатывается управленцами компании на основе анализа ее внешней и внутренней среды, выявления факторов роста и разрушения, выявления рисков и оценки их вероятности и последствий.
Формирование стратегии рыночного поведения предполагает выработку мероприятий, направленных на снижение потенциальных угроз деятельности компании, заключение важных договоров с партерами, снижение издержек и максимизацию получаемых выгод. Это реализуется по следующим направлениям:
- Определение методов и средств управления рисками.
- Распределение «зоны ответственности» между персоналом компании, ее подразделениями за эффективную реализацию различных направлений деятельности.
- Реализация организационных преобразований компании.
- Разработка приемов ресурсного снабжения, их объемов и долей между проектами компании, распорядителями средств.
- Разработка тактических мероприятий развития компании в целом и ее отдельных подразделений, ориентированных на реализацию стратегии.
При разработке стратегии важно обеспечение детальной проработки всех направлений развития хозяйствующего субъекта, всех существующих угроз и рисков. Детализация позволяет более эффективнее оперировать рисками развития и снижать вероятность несения потерь.
Важное значение при формировании стратегии рыночного поведения хозяйствующего субъекта приобретает определение денежных потоков компании и параметров их распределения. Для этих целей актуально применение методов макроэкономического моделирования.
Макроэкономическое моделирование и его использование при разработке оптимальной стратегии рыночного поведения
Макроэкономические модели - это графическое представление информации о различных экономических объектах, процессах и явлениях с целью нахождения их связей и зависимостей.
Таким образом, использование макроэкономических моделей в стратегическом планировании позволяет проанализировать окружающую среду, выявить зависимости между ее различными процессами и их влияние на конкретный хозяйствующий субъект и итоговые показатели его деятельности.
Модель в макроэкономическом анализе представлена математическими уравнениями специального вида, которые отражают реальные экономические процессы посредством математических формул.
Макроэкономическое моделирование предназначено для достижения следующих целей:
- проведение аналитического исследования макроэкономических явлений и процессов;
- составление планов и прогнозов развития различных экономических процессов, объектов и явлений;
- разработка вариантов принятия того или иного экономического решения с отражением последствий его принятия.
Специфичность макроэкономических моделей и их применения при выработке оптимальной стратегии рыночного поведения состоит в учете временного фактора. Он может учитываться в анализе по-разному, что обуславливает разделение макроэкономических моделей на несколько групп:
- Статические модели. Они не предполагают исследования каких-либо временных изменений при описании различных экономических ситуаций. Описание реализуется на конкретный временной период и не предполагает рассмотрение ситуации в течение какого-то отрезка времени.
- Динамические модели. Данные модели ориентированы на описание экономических процессов во временной динамики. Они исследуют изменения, происходящие в экономике в течение определенных временных промежутков, разных временных периодов. В динамических моделях важную роль играет принцип дисконтирования, то есть приведения стоимости будущих доходов к настоящему периоду. Огромное значение в динамических моделях имеет изучение равновесных состояний: устойчивых и неустойчивых.
- Модели сравнительной статики. Они ориентированы на описание равновесных экономических ситуаций и их смены. При этом модели описывают только равновесие и не исследуют процессы смены равновесных состояний.
Что касается методов макроэкономического моделирования, то при разработке стратегии рыночного поведения применяются такие методы как:
- метод исчисления от наличных средств или возможностей,
- метод исчисления в процентах к сумме продаж,
- метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли,
- метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.
Использование макроэкономического моделирования в стратегическом планировании обусловлено выполнением им роли инструмента достижения стратегических результатов. Одним из важнейших вопросов реализации стратегических планов фирмы является стимулирование или мотивация их выполнения. Она сопровождает вес виды и направления деятельности по разработке и реализации стратегических планов хозяйствующего субъекта. Она пронизывает разработку концепции маркетинга, снабжение стратегии информационными ресурсами, проведение рыночных исследований, стимулирование повышения конкурентоспособности продукции компании, процессы разработки стратегии и оптимизации направлений ее реализации, оперативное управление реализацией стратегических планов.
Применяемые в процессе мотивации средства могут быть разделены на две части:
- Оплата расходов, ориентированных на достижение конкретной цели, решение определенных задач.
- Обеспечение сотрудников управленческого состава дополнительным вознаграждением в виде премии, которая стимулирует рост качества и эффективности деятельности по разработке стратегических планов.
Мотивация управленцев реализуется не только премиальными поощрениями, но и иными выгодами для сотрудников. Важное значение приобретает мотивация достижения итоговых показателей реализации стратегии. Это стимулирует разработку не просто оптимальной стратегии, но и реально выполнимой, которая будет полноценно реализована. Достижение конечных стратегических результатов и подлежит вознаграждению.