Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модели ценообразования в условиях несовершенной конкуренции

Несовершенная конкуренция – эти тип рынка, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

Это означает, что на рынке функционирует один крупный продавец или несколько крупных компаний, которые обладают рыночной властью и имеют возможность воздействовать на ценовую политику рынка. Также, могут иметься барьеры вхождения на рынок и выхода из него.

Среди рыночных структур, относящихся к несовершенной конкуренции, можно выделить несколько основных:

  1. Чистая монополия.
  2. Монополистическая конкуренция.
  3. Олигополия.

На каждом из данных типов рынка применяется свой особый механизм ценообразования, обусловленный специфическими параметрами конкретного рынка.

Ценообразование в условиях чистой монополии

Чистая монополия – это тип рынка, относящийся к несовершенной конкуренции, характеризующийся деятельностью одной крупной компании, осуществляющей производство каких-то уникальных продуктов или услуг, обеспечивающее наличие труднопреодолимых барьеров вступления в данную отрасль и возможностей установления цен, отвечающих собственным интересам и ориентирам на максимизацию прибыли.

Чистый монополист может получить сверхприбыль в силу установления максимальных цен на свою продукцию. При этом отсутствует ориентация на ценовую политику других хозяйствующих субъектов и текущие тенденции рыночного ценообразования.

Процесс ценообразования чистой монополии основывается на оценки параметров спроса на свою продукцию. Монополист обладает возможностями оперирования объемами выпуска, чтобы устанавливать нужную цену в тот или иной временной период. Естественно, что оптимальный уровень цен сопряжен с параметрами спроса. При этом, когда чистая монополия снижает объем выпуска, это открывает возможности повышения цены на продукцию т.е. создается искусственный дефицит, обеспечивающий сохранение прибыли на стабильном уровне. При росте объемов выпуска требуется снижение цены, и стабильность прибыли обеспечивается приростом объемов реализации.

Графически, кривая спроса чистого монополиста совпадает с кривой спроса отрасли, в которой он функционирует. Она имеет следующий вид:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Модели ценообразования в условиях несовершенной конкуренции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Согласно данному графику, площадь P1AQ1O - валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ2O - валовой доход от реализации Q2 объема продаж. С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на P1AFP2.

В результате оперирования объемами выпуска, чистой монополии требуется учет дополнительных расходов на производство дополнительных единиц продукции, а также потери доходов в виде части стоимости прежнего объема производства, возникших вследствие необходимости снижения цен.

Чистая монополия реализуется политику ценообразования используя стратегию ценовой дискриминации. Она позволяет реализовывать товары или услуги одного вида по разным ценам для разных категорий производителей.

Ценовая дискриминация реализуется за счет следующего деления цен:

  • по группам потребителей - разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
  • по варианту товара или услуги - разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
  • по территориальным различиям – реализация одного и того же товара на разных территориях по вариативным ценам;
  • по временным параметрам – происходит вариативное установление цен в разные сезоны года, в разные месяца, в разные периоды выпуска - первый выпуск и выход на рынок и последующие, разное время суток, разные дни недели.

Стратегия ценовой дискриминации является самой распространенной по применению фирмами-монополистами.

Также, чистые монополисты обладают возможностями применения стратегии премиального ценообразования. Она основывается на завышении цен при неэластичности спроса на конкретную продукцию. Высокая цена является отражением имиджа компании, платой за бренд. Таким образом, чистый монополист ограждает себя от конкуренции, реализуя единственную в своем роде продукцию (в отношении качественных характеристик, особенностей бренда и т. д.). При этом, использование данной стратегии целесообразно, только, в краткосрочном периоде.

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция – это тип рынка, характеризующийся наличием большого количества мелких фирм, реализующих продажу однородной и дифференцированной продукции, характеризующейся острым конкурентным противостоянием и незначительными барьерами проникновения на рынок.

Ценовая политика фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, сводится к учету структуры потребительского спроса, цен конкурентов и себестоимости продукции. При этом используются разные стратегии ценообразования:

  1. Установление цен по географическому принципу. Здесь, предполагается использование территориальной ценовой дифференциации.
  2. Стратегия цен «выше номинала». Она может быть использована при сильно дифференцированном покупательском спросе. Происходит установление высоких или «люксовых» цен на одни виды продукции и реализации других товаров по сниженным ценах для остальных потребителей. При реализации данной стратегии требуется непрерывный мониторинг ценовой политики конкурентов.

Ценообразование в условиях олигополии

Олигополия – это тип рынка, характеризующийся наличием нескольких крупных компаний, реализующих, как однородную, так и различную продукцию, наличием серьезных барьеров вступления на рынок и зависимостью ценовой политики компаний от деятельности конкурентов.

Ценообразование на рынке олигополии реализуется в опоре на применение следующих стратегий:

  1. Стратегия параллельной ценовой политики. Она связана с координацией цен. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в одном и том же направлении, поскольку, формируются каждым участником рынка согласно унифицированным правилам.
  2. Стратегия заключения соглашений. Предполагается установление согласованных цен компаниями-олигополистами или же, заключение договоров об объемах реализации, что оказывает определенное воздействие на ценообразование.

Ценообразование в условиях олигополии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Ценообразование в условиях олигополии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 04.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot