Общие сведения о многопродуктовой фирме
Многопродуктовая фирма – это организация, занимающаяся производством продукции нескольких видов.
Такие фирмы являются преобладающими в системе национального хозяйства.
К многопродуктовым фирмам относятся:
- Организации, занимающиеся производством товаров и услуг нескольких видов, при этом, это может быть продукция одного направления, но разных видов, с разными характеристиками.
- Организации, занимающиеся сбытом продукции на нескольких рынках, т. е. ведущие мультирыночную деятельность.
Фирма становится многопродуктовой тогда, когда ее мощности приобретают избыточный характер. Их рост ведет к желанию их продуктивного использования, поэтому происходит выбор новых направлений производства, завоевание новых рынков сбыта, ориентация на потребительский спрос разного типа.
Сущность деятельности многопродуктовой организации заключается в независимости от отдачи масштаба. При производстве продукции разных видов происходит экономия от разнообразия продукции. Это означает, что производство нескольких товаров, реализация нескольких видов услуг одной организацией оказывается дешевле, т. е. сопряженным с меньшими издержками, чем создание каждого вида продукта на отдельном предприятии, имеющем специализацию в конкретной сфере деятельности. Такая экономия, зачастую, перевешивает действие отрицательной отдачи масштаба, тогда функционирование одной фирмы в отрасли, занимающейся многонаправленной деятельностью, является наиболее экономически выгодным
Появление многопродуктовых фирм актуально для несовершенной конкуренции. Только в этом случае возможен переизбыток мощностей организации и необходимость их продуктивного использования.
Когда фирма производит несколько видов продуктов, то объемы выпуска каждого из них будут зависеть от динамики рыночных цен.
Если цена на один вид продукта возрастает, то это приводит к актуальности выпуска продукции данного вида. При этом, общий объем выпуска остается неизменным. Прибыль многопродуктовой фирмы в данном случае зависит от цен на факторы производства. Если они растут, то получить большую прибыль, вряд ли удастся. Она максимизируется при росте цен на отдельный вид продукции, выпускаемой организацией, стабильности цен на факторы производства и неизменности общего объема выпуска (меняется соотношение выпуска по видам продукции.
Функционирование многопродуктовой фирмы бывает двух видов:
- Совместный выпуск продукции.
- Альтернативный выпуск продукции.
Совместный выпуск продукции многопродуктовой фирмой
Совместный выпуск продукции – это процесс создания продукции разного вида в рамках одного производственного процесса, за счет применения соответствующих технологий ресурсного использования.
При совместном выпуске продукции ресурсы используются более рационально, чем если реализовывать производство соответствующих товаров или оказание услуг в рамках отдельной, специально ориентированной производственной деятельности.
Совместный выпуск продукции имеет свои специфические характеристики. К ним относятся:
- Не имеется обоснования распределения издержек производства между видами, созданных товаров или оказанных услуг в рамках одного производственного процесса. Очень сложно определить долю конкретных издержек на конкретные производственные цели.
- Признание всех производственных затрат совокупными, т. е. являющимися общими для всех видов продукции, что затрудняет анализ производственной деятельности по видам выпуска товаров или услуг. Управленческий учет не является точным в данных обстоятельствах и, зачастую, приводит к принятию неверных управленческих решений. Например, рост выпуска одного вида продукции при значительной ее себестоимости, снижение рыночных цен на товары, не покрывающие производственные затраты.
- Конкурентные преимущества многопродуктовой фирмы, осуществляющей совместный выпуск, зачастую носят искусственный характер. Это обусловлено тем, что, при получении высокой прибыли по конкретному виду продукции, осуществляется за счет неверного распределения затрат. Затраты высоки, а цена на продукцию низкая. Конкуренты не желают заниматься такой малоприбыльной деятельностью.
- Оптимизация общего объема выпуска продукции многопродуктовой компании. Отсутствует сопоставление издержек производства и полученной выручки по каждому виду продукции. Предполагается, что при увеличении товаров или услуг одного вида на одну единицу происходит увеличение товаров или услуг другого вида данной организации.
Следует отметить, что при совместном выпуске фирма часто сталкивается с тем, что ее деятельность является прибыльной не по каждому отдельному направлению, а только как совместное производство, тогда отказ от производства одного из видов продукции приводит к нерентабельности, убыточности выпуска других продуктов. Это обусловлено нерациональным использованием производственных отходов. К примеру, могут быть выброшены вещества, детали, участвующие в производстве одного из видов продукта. Потому, отходы должны быть рационально использованы, дабы обеспечить продуктивность производственного процесса по каждому виду продукции, а не только в ходе ее совместного производства.
Существуя в рамках несовершенной конкуренции, многопродуктовая фирма, реализующая совместный выпуск, всегда сталкивается с перепроизводством одного из совместных продуктов.
Оптимизировать производственный процесс для устранения данной проблемы очень сложно. Нужно не допускать огромных масштабов избыточности того или иного товара или услуги фирмы. Также необходимо стремиться продать товар, который пользуется меньшим спросом среди произведенных, в полном объеме, т. е. реализовывать его в таком объеме, который отвечает максимально выгодным предложениям. Таким образом, обрабатываются самые выгодные заявки, поскольку, его реализация на невыгодных условиях является нецелесообразной и проще будет принять решение о его утилизации.