Составление кредитного рейтинга – это отнесение заемщиков в определенную категорию на основе проведенного анализа эффективности их деятельности, платежеспособности и положительной кредитной истории.
По сути, кредитный рейтинг представляет собой балл, который формируется кредитными организациями в отношении заемщика и отражает степень его надежности и уровень риска невозврата заемных средств. Чем выше балл кредитного рейтинга — тем больше шансов у человека получить кредит на выгодных условиях.
Кредитные рейтинги давно получили международное признание. В большинстве государств функционируют специальные агентства, которые занимаются формированием кредитных рейтингов, давая оценку отдельным хозяйствующим субъектам, регионам, муниципалитетам, органам государственной власти.
Рейтинги крупнейших агентств признаются во всем мире, а эмитентам, получившим такие рейтинги, открыт доступ к мировым финансовым рынкам.
Основы присвоения кредитных рейтингов международными рейтинговыми агентствами
Формирование кредитных рейтингов реализуется на основании методологий и критериев, отраженных в международных правовых документах. Они позволяют реализовать присвоение кредитного рейтинга по единой рейтинговой шкале эмитентам, находящимся в разных географических локациях.
Специфическими чертами присвоения кредитных рейтингов являются:
- присвоение кредитного рейтинга агентством в целом, а не каким-либо аналитиком в отдельности;
- учет всех данных, которые собирает агентство по конкретным заемщикам и, которые принимаются им в качестве весомых и значимых;
- поступление информации только из проверенных, надежных, достоверных источников согласно установленным критериям и применяемым рейтинговым методологиям агентства;
- существование определенного алгоритма присвоения рейтинга, что делает невозможным формулирование различных заявлений и выводов агентством до прохождения всех шагов алгоритма и всех, установленных процедур присвоения рейтинга;
- построение рейтингового процесса согласно принципам независимости и объективности. Это реализуется за счет разделения, как в плане операционной деятельности, так и юридически, рейтингового бизнеса и соответствующих аналитиков, с одной стороны, и прочей деятельности международных рейтинговых агентств с другой стороны;
- публичное представление принципов формирования кредитного рейтинга рейтинговыми агентствами и работы с конфиденциальными данными. Эти данные могут затрагивать определенный круг вопросов и не подлежат разглашению третьим лицам, в том числе другим рейтинговым агентствам.
Международные рейтинговые агентства могут присваивать рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальной шкале, созданной и скорректированной специально для какой-либо страны.
Наличие рейтинга дает заемщику возможности расширить доступ к заемным средствам, демонстрируя кредиторам высокий уровень своего кредитного потенциала и платежеспособность. Также, высокий уровень рейтинга открывает возможности оперирования условиями кредитования, т. е. получения заемных средств на более выгодных условиях, минимизировать расходы по кредитам и займам.
Источники информации, на которые опираются составители кредитного рейтинга
Кредитный рейтинг потенциальных заемщиков формируется на основании проведения рейтингового анализа. Он позволяет собрать определенную информацию о деятельности физического или юридического лица, ее результатах, финансовой устойчивости, платежеспособности, а также практике исполнения кредитных обязательств.
Источниками информации при составлении кредитного рейтинга являются:
- Финансовая отчетность, прошедшая аудиторскую проверку. Она составляется по международным стандартам МСФО и анализируется за среднесрочный период т.е. за три последние года деятельности, а также анализируются данные текущей оперативной деятельности – оценивается промежуточная отчетность. Как правило, объективная оценка финансового состояния хозяйствующего субъекта реализуется международными рейтинговыми агентствами на базе отчетности, подготовленной по международным стандартам. Для российских компаний, зачастую, делаются исключения. Если организация не составляет отчетность по МСФО, то оценивается отчетность, составленная по РСБУ.
- Эмиссионная документация, отражающая данные по находящимся в обращении долговым инструментам.
- Внутренняя документация, касающаяся стратегии развития, тактических планов, мероприятий, финансовый анализ и прогнозы деятельности, данные управленческого учета.
- Данные СМИ.
- Данные, полученные в режиме реального времени. Они касаются информации, полученной представителями рейтинговых агентств при реальных встречах с представителями заемщика, формирование кредитного рейтинга которого реализуется.
- Параметры макроэкономического прогнозирования и отраслевой динамики рейтингового агентства.
Проведение финансового анализа сопряжено с рядом специфическим параметров. Они связаны с необходимостью проведения корректировки отдельных элементов отчетности и соответствующий перерасчет финансовых показателей. Это приводит к тому, то данные рейтингового агентства, касающиеся итогов финансовой деятельности заемщика, могут отличаться от данных финансового учета.
Проведение кредитного анализа и формирование на его основе кредитного рейтинга сопряжено с обеспечением полноты и достаточности информационных данных. Основными показателями достаточности являются:
- наличие информационных источников, позволяющих провести финансовый анализ и сформировать бизнес-модель рейтингуемого объекта;
- наличие информации о внешних и внутренних факторах, влияющих на кредитоспособность потенциального заемщика. Оценке подлежат все возможные факторы, которые оказывают влияние на повышение степени риска утраты платежеспособности и кредитоспособности рейтингуемого объекта;
- наличие данных для финансового сопоставления показателей функционирования рейтингуемого объекта с иными объектами рейтинга.