Методы регулирования — это совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления посредством своей деятельности на управляемые объекты для достижения поставленных целей.
Прямые и косвенные методы макроэкономического регулирования
Всю совокупность методов макроэкономического регулирования можно условно разделить на прямые и косвенные методы.
Прямые методы заключаются в следующем: с помощью комплекса обязательных к исполнению субъектами хозяйствования распоряжений и требований государство реализует необходимую политику территориального развития в разных сферах экономики. С помощью таких административных методов ограничивается экономическая свобода хозяйствующих субъектов. Среди них правовые методы, квотирование, лицензирование, ценообразование, политика доходов. Применение прямых методов макроэкономического регулирования целесообразно в сфере контроля монополистических рынков, экологической безопасности, сохранения невоспроизводимых ископаемых и природных ресурсов, обеспечения безопасности труда, определения необходимых параметров жизнедеятельности населения и в сфере защиты национальных интересов в мировой экономике. Прямые методы опираются на государственную власть, законодательство и меры запрета (принуждения).
Воздействие косвенных методов осуществляется не прямо, а через влияние на экономические интересы субъектов хозяйствования. Такие методы напрямую не запрещают и не ограничивают деятельность, а направляют экономические субъекты к принятию решений о целесообразности сохранения, расширения или прекращения их деятельности в меняющихся экономических условиях.
К числу косвенных методов макроэкономического регулирования территориального развития относятся:
- Монетарная (денежно-кредитная) политика, основанная на управлении денежной массой в экономике с помощью инструментов Центрального банка.
- Фискальная (налоговая) политика, которая основана на использовании налоговых льгот: пониженных ставок, отсрочек уплаты и пр.
- Бюджетная политика, основанная на использовании бюджетных инструментов (предоставление гарантий и субсидий, бюджетное кредитование).
- Внешнеэкономическая политика, направленная на прямую государственную поддержку экспорта или развитие определенных видов деятельности (или регионов).
В рыночной экономике территориальное развитие в основном регулируется с помощью методов косвенного воздействия, тогда как в переходной или смешанной экономике используется сочетание двух данных групп методов воздействия.
Общие, частные и специальные методы регулирования территориального развития
Общие методы территориального развития включают совокупность общепринятых методов познания (диалектики, анализа, синтеза и др.)
В государственном регулировании социально-экономического развития регионов наибольшее применение нашли частные методы, включая методы статистики и экономико-математические методы. Применительно к системе государственного регулирования особое значение отводится методам экстраполяции, экономических группировок, бюджетному и индексному методам.
Метод экстраполяции, в основном, применим при разработке первоначального прогноза, проектировании основных программ или направлений.
Метод экономических группировок используется для выделения и исследования динамических, структурных и структурно-динамических группировок, которые сформированных по одному признаку (сочетанию признаков).
Использование индексного метода уместно при сравнении различных показателей социально-экономического развития территории.
Применение бюджетного метода необходимо для получения статистических данных относительно жизненного уровня разных групп населения региона или территории.
Специальные методы, играющие особо важную роль в различных формах макроэкономического регулирования территориального развития, включают:
- Балансовый метод - позволяет сделать правильный выбор соотношения между отдельными отраслями хозяйства.
- Программно-целевой метод, в рамках которого осуществляется углубление комплексного подхода к разрешению проблем.
- Нормативный метод – позволяет находить соотношение различных величин, при которых можно обеспечить оптимальный масштаб прогнозируемого процесса.
В рыночной экономике широко используются различные нормативы, формируемые в целом на уровне экономики страны; при этом характерно смещение акцента с технико-экономического нормирования к обоснованию экономических, экологических и социальных нормативов
Существуют следующие группы нормативов:
- технико-экономические нормативы определяют расход топлива, сырья, электроэнергии и иных ресурсов. Государство разрабатывает и реализует программы территориального развития с учетом применения ресурсосберегающих технологий;
- экономические нормативы используются в качестве инструментов государственного воздействия (налогообложение имущества и доходов от добычи полезных ископаемых; отчисления и трансферты в бюджет; обязательные резервные отчисления, размер учетной ставки и т. д.)
- социальные нормативы разрабатываются на базе прожиточного минимума и соответствующего потребительского бюджета территории или региона;
- экологические нормативы устанавливают величину предельно допустимой концентрации вредных выбросов, нормы землепользования и водопользования. Посредством таких нормативов гарантируется сохранность природной системы, проводятся более точные расчеты эффективности природоохранных мер и в целом рационального природопользования.
Основной целью макроэкономического регулирования территориального развития является формирование благоприятных условий для социально-экономического развития, поддержания общественной безопасности и стабильности. При этом сегодня акценты все больше смещаются с количественного аспекта регулирования на качественный.