Геомаркетинг и его характеристики
Геомаркетинг – это концепция управления рыночным хозяйством, посредством использования геоинформационных технологий, помогающих в принятии продуктивных маркетинговых решений.
Таким образом, геомаркетинг предполагает процесс принятия управленческих решений в отношении функционирования объектов, находящихся на разных территориях, координируя их деятельность, посредством применения геологических и информационных технологий.
Геомаркетинг выступает новым инструментом управления бизнесом.
Он предполагает сочетание географических и маркетинговых знаний. Управленцу для принятия решений необходимо владеть инструментами маркетинга и определенным набором географических знаний, а также тонкостями их использования в экономической деятельности и менеджменте.
Рисунок 1. Концепция геомаркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе геомаркетинга лежит:
- Проведение маркетингового исследования. Оно включает в себя сбор, анализ и обработку информации о рынке, его особенностях, текущей динамики развития, в ориентации на создание продукции, удовлетворяющий спрос потребителей. Здесь, важное значение, имеет полнота и достоверность информации.
- Использование географического положения, как основы успешного выбора торговой точки. Когда товар реализуется конечному потребителю, осуществляется расчет актуального географического положения. Спрос потребителей неоднороден во времени и пространстве. Имеются конкуренты, которые, также, имеют различное пространственное положение. Потребитель, выбирая конкретный торговый объект, зачастую, руководствуется воздействием географических факторов.
- Исследование взаимоотношений, взаимодействия между производителями продукции и точками ее реализации, а также конечными потребителями. Иными словами, имеет место применения географических факторов, влияющих на потребление продукции и размещение точек реализации товаров.
- Использование маркетинговых знаний, информации в отношении конкретного пространства. Происходит исследование поведения потребителей в конкретном пространстве.
- Определение оптимального пространственного расположения объектов реализации продукции и их характеристик. Геомаркетинг позволяет выбрать оптимальную точку сбыта, наделенную определенными характеристиками, а также, перечень продукции, актуальной к реализации в данной точке, ассортимент товаров и услуг, отвечающий географическим параметрам данной территории.
Следует отметить, что геомаркетинг, выступая концепцией выбора торговой точки, отвечающей принципам прибыльности, максимальной отдачи, актуален для торговых точек, успешность функционирования которых определяется географическими факторами – местоположением. Это касается реализации продукции повседневного потребления и услуг регулярного пользования: аптеки, продуктовые магазины, салоны красоты, газетные киоски, прачечные и др.
Инструменты геомаркетинга
В качестве инструментов геомаркетинга используются те, которые позволяют оценить поведение потребителей в конкретных торговых точках, в зависимости от их пространственного расположения. К таким инструментам относятся:
- Функция полезности. Она опирается на рассмотрение удобства конкретной торговой точки. Это может быть удобство пространственного расположения, доступа к ней населения, расстояния от жилых кварталов до торговой точки, наличия препятствий на пути к торговой точке – дорог, ж/д путей и др. Каждая торговая точка имеет свои особенности и требует построения определенной функции полезности. Предполагается наполнение этой функции конкретными факторами, определяющими функционирование определенной торговой точки. Также, при анализе разных категорий потребителей формируются отдельные функции полезности, учитывающие факторы формирования их спроса.
- Геоинформационные системы. Они предполагают разработку программного обеспечения, ориентированного на построение геомаркетинговых моделей. Они касаются создания образов торговых точек, рассмотрения факторов их формирования и составления прогнозов привлечения потребителей конкретной группы в данную точку.
- Функции зон доступности. Они предполагают определение параметров, отражающих доступность торговых точек для потребителей. Это касается не всех торговых точек, а только тех, которые критично относятся к удобству доступа.
Тактики геомаркетинга
В геомаркетинге используются следующие виды тактик:
- Геофенсинг. Она опирается на организацию тесного взаимодействия с потребителями через определения его точного местоположения, посредством нахождения точки локации, ее геоданных, передаваемых его мобильным устройством. Таким образом, потребитель может менять локацию, а данные о ней будут обновляться.
- Геотаргетинг. Она опирается на использование IP-адреса потребителя, выступающего потенциальным клиентом, через который дается информация о сбыте, носящая персонализированную направленность. Однако, точной информации о местоположении потенциального потребителя не имеется и его перемещения не отслеживаются. Такая тактика используется в ориентации на сбыт конкретному региону, городу.
- Геоконквестинг. Она сопряжена с применением географической зоны для отвлечения потребителей от конкурентов. Геозоны формируются вокруг торговых точек конкурентов, что позволяет привлечь их клиентов в свою точку сбыта.
Таким образом, геомаркетинг выступает концепцией реализации сбыта продукции, основанной на использовании информации, географических данных, маркетинговых исследований и ИКТ технологий. Это позволяет подбирать оптимальные рынки сбыта, выбирать месторасположения торговых точек, отвечающих спросу потребителей и разрабатывать маршруты поставок продукции.
При выборе торговой точки в опоре на концепцию геомаркетинга, производится оценка вероятности нахождения целевой аудитории в конкретном месте. Оценивается и окружение торговой точки, ее визуальная и территориальная доступность, наличие зон пешеходной и автомобильной доступности, расстояние от остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, рядом, расположенных торговых точек конкурентов, возможности расположения рекламы в данной области.