Сущность и факторы рыночной концентрации
Концентрация рынка – это показатель, отражающий относительное количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке в определенный временной период.
Концентрация рынка тесно связана с концентрацией производства или его сосредоточением по видам хозяйствующих субъектов и направлений деятельности.
Концентрация рынка может рассматриваться с разных позиций:
- как распределение фирм в отрасли по их размерам и объемам деятельности. В этом случае концентрация определяет долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме производства в стране или в рамках конкретного рынка;
- как территориальное распределение фирм в масштабах отдельных регионов или всего государства. В этом случае концентрация выступает отражением сосредоточения промышленности в конкретном районе.
По сути, концентрация рынка является отражением степени преобладания на рынке одной или нескольких фирм. С ростом степени концентрации происходит постепенное приближение рынка к монополии и олигополии. Коэффициент концентрации в олигополии равен 60 %.
Факторами, оказывающими воздействие на концентрацию рынка и, определяющими степень этой концентрации являются:
- технологии и издержки производства фирмы;
- наличие барьеров для входа в отрасль;
- уровень стратегического взаимодействия;
- количество продавцов на рынке: чем большее количество продавцов функционирует на рынке, тем меньше степень его концентрации. Если в рамках рынка имеется большое количество продавцов однородной продукции, то степень концентрации тем выше, чем больше неравномерность в распределении рыночных долей;
- исключительность деятельности – формирование естественных монополий.
Концентрация рынка определяет его специфику и особенности несения затрат. Как правило, концентрированные отрасли тратят большие деньги на поддержание своего престижа и продвижение на рынке. Это предполагает несение колоссальных затрат на рекламу.
Для отнесения отрасли к концентрированному рынку, требуется соблюдение одного значимого условия: на долю четырех крупнейших компаний отрасли должно приходится не менее 60 % всего отраслевого выпуска продукции. Это отражает высокий уровень отраслевой концентрации и формирование олигопольной рыночной власти, при которой на рынке занимают лидирующие позиции несколько крупных фирм, которые оказывают влияние на ценообразование и создают барьеры для иных хозяйствующих субъектов, желающих вступить в отрасль.
Если степень концентрации невысокая – не превышает 25 %, то такой рынок является совершенной или монополистической конкуренцией.
Определение уровня концентрации предполагает расчет специальных индексов концентрации. Наиболее простым и часто применимым является расчет обратной величины к числу фирм в отрасли. Также, используется расчет суммы рыночных долей крупнейших фирм, функционирующих на рынке.
Полноту представлений о степени концентрации на рынке можно получить посредством расчете индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI).
По результатам его расчетов делается вывод о степени концентрации рынка и определении параметров слияния:
- если индекс более 1000, то рынок является неконцентрированным. Это исключает необходимость активизации антимонопольной деятельности и функционирование рынка продолжается в прежнем режиме;
- если индекс находится в диапазоне от 1000 до 1800, то на рынке наблюдается умеренный уровень концентрации. Слияние не является серьезной угрозой свободной конкуренции;
- если индекс превышает 1800, то рынок считается высококонцентрированным. Требуется введение мер противодействия дальнейшему слиянию фирм.
Таким образом, высокая степень рыночной концентрации является угрозой и предполагает противодействие ее дальнейшему развитию. Чем же опасно формирование олигополий и что они из себя представляют рассмотрим далее.
Олигополия как итог высокой степени рыночной концентрации
Олигополия – это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся занятием лидирующих позиций на рынке несколькими крупными компаниями.
Как правило, количество хозяйствующих субъектов в условиях олигополии является немногочисленным. Характерная особенность олигополистического рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов.
Рисунок 1. Олигополия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Имеются кардинальные отличия между олигополией и монополией. Прежде всего, они проявляются в соединении координации и конкуренции.
Характерными чертами олигопольной рыночной власти являются:
- малое количество фирм в отрасли;
- чем меньше количество фирм, входящих в отрасль, тем более крупной является каждая из них. Это обусловлено тем, что только крупные корпорации способны обеспечить полноценный охват рынка и сосредоточить свою власть на нем;
- наличие возможностей установления максимально высоких цен компаниями и получения максимальных прибылей;
- эластичность потребительского спроса в рамках данного рынка, причем, чем меньше фирм, реализует свою деятельность на данном рынке, тем менее эластичным является спрос;
- вариативность количества субъектов олигополии;
- верхний предел количества фирм, входящих в состав олигопольного рынка, равен двадцати четырем.
Следует отметить, что олигопольная рыночная власть может иметь жесткий характер, отражая господство на рынке или в отрасли двух-трех крупных корпораций и расплывчатой, когда лидирующие позиции занимают шесть-семь компаний.
В зависимости от концентрации компаний на рынке олигополии, она может быть:
- Плотной или особенно концентрированной, характеризуясь наличием не более восьми компаний и возможностью согласованного поведения компаний в силу их незначительного числа;
- Разреженной, характеризующейся наличием восьми и более фирм-лидеров и невозможностью полноценной и четкой организации договоренности между ними о ценах, рынках сбыта и т. д.