Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Экономическое равновесие фирмы

Понятие равновесия рынка

Определение 1

Экономическое равновесие – это ситуация в экономике, которую не хочет изменить ни один из действующих экономических агентов.

Такое состояние хозяйственной системы характерно для рыночной модели отношений, хотя теоретически к равновесию стремится любая динамическая и статическая структура. Отличительными особенностями рыночной экономики являются:

  1. Свобода экономических агентов.
  2. Реализация индивидуальных целей.
  3. Влияние механизма рыночного равновесия.

Рыночная экономика способна саморегулироваться. Это происходит за счет конкурентной борьбы, которая является следствием независимости функционирования субъектов хозяйствования. Они конкурируют друг с другом ресурсы, факторы производства, рынки сбыта. Конкурентными преимуществами в современном мире являются снижение издержек производства и увеличение объемов продаж. Стоит отметить, что расширение рынков сбыта не бесконечно, так как потребители предъявляют определенный объем спроса. Свыше него они просто перестанут покупать, что повлечет за собой снижение цен. Снижение цен невыгодно производителю, так как может привести к ситуации, когда выпуск продукции будет осуществляться по цене ниже предельных издержек. Это может привести к банкротству и ликвидации предприятия.

В теоретической экономике часто рассматриваются статические модели равновесия. Они позволяют определить эталон, к которому стремится любая система. С помощью этих моделей, исследователи могут анализировать положение субъекта на рынке в разные периоды времени. Сопоставление обычно происходит для длительных, краткосрочных и мгновенных периодов. Разница этих периодов заключается в допущениях. Например, в мгновенном периоде факторы производства рассматриваются как величина постоянная, а для краткосрочного и долгосрочного периода соответственно частично постоянными и динамически изменяемыми.

Фирма в равновесном положении

Каждое предприятие стремится к увеличению своей прибыли. Однако, этот процесс является конечным. Он достигается в момент, который называется равновесием фирмы. Этот термин означает ситуацию, в которой компания получает максимальный доход. Его дальнейшее увеличение перестает зависеть от масштабирования. Это положение фирмы конкретизируется уровнем цен и объемом выпуска.

Равновесие фирмы может рассматриваться с теоретической точки зрения в краткосрочном периоде, как правило, в условиях совершенной конкурентной борьбы, либо в долгосрочном периоде. Предприятие в идеальных рыночных условиях сталкивается с «внешним пределом» цен. При росте цен отрасль становится привлекательной для новых фирм, старые стремятся к укреплению своих позиций. Если цены снижаются, то фирмы предпочитают покинуть отрасль.

«Экономическое равновесие фирмы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Графики демонстрируют три положения фирмы, находящейся в условиях конкурентной борьбы:

Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

  1. Рисунок а показывает соответствие цены рынка и количество средних издержек компании. В этом случае предприятие покрывает только расходы, прибыль стремится к нулю.
  2. На рисунке б средние издержки предприятия ниже рыночной цены. Фирма получает прибыль большую, чем та, что показана на рисунке а. можно сказать, что фирма б получает сверхприбыль.
  3. Рисунок в показывает, что фирма несет издержки выше рыночной цены. По сути, этот график описывает состояние убыточности компании.

Чтобы определить в какой момент времени предприятие достигнет рыночного равновесия необходимо измерить его предельные издержки. Они показывают расходы компании, связанные с созданием каждой последующей единицы блага при применении более дешевого производственного метода. Стоит отметить, что они не зависят от постоянных расходов предприятия. На первоначальном этапе они имеют тенденцию к понижению. То есть, эффект масштаба ведет к тому, что каждая последующая единица блага обходится компании дешевле. При этом производство дополнительных единиц положительным образом сказывается на доходе.

В реальной рыночной ситуации производители не могут изменять общерыночный уровень цен, поэтому осуществляют сбыт по одной цене. Получается, что максимальный доход будет постоянным вне зависимости от количества выпускаемой продукции. Расширение производства считается выгодным при условии, что каждая дополнительная единица блага способна приносить доход. В случае, если предельные издержки превысят значение дохода, выпуск станет нерентабельным, а предприятие убыточным.

Равновесие предприятия в длительном периоде

Исследование положения фирмы в долгосрочном периоде предполагает, что ее постоянные и переменные издержки совпадут, а значит, будут рассматриваться в качестве переменных. Долгосрочное планирование фирмы стоит учесть, что регулирование уровня издержек не будет эффективным. Здесь изменение происходит под влиянием объема выпуска. В этом случае, происходит изменение количества постоянных издержек, то есть фирма перемещается с одной кривой средних издержек на другую, как на показано на рисунке:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На графике показано влияние эффекта масштаба на доходы предприятия. Особенность заключается в том, что увеличение объема выпуска ведет к увеличению производственных издержек. То есть, управление компанией, направленное на рост объема сбыта ведет к тому, что фирма стремится к оптимизации собственного размера. Масштабирование происходит до тех пор, пока доход и издержки для компании не станут оптимальными.

Существуют ситуации, когда в отрасль приходят новые компании. Это сказывается на поведении фирм, перераспределении рынков сбыта, уменьшению количества факторов производства. рост конкуренции потребует от компании увеличения объема выпуска, что повлияет на снижение уровня цен. Не каждое предприятие способно удерживать производственный объем при ситуации, когда цена ниже средних издержек. Часть фирм покидает отрасль, что ведет к сокращению объема выпуска. Происходит рост цен до тех пор, пока предприятия не достигнут равновесия. Получается, что в конкурентной отрасли равновесие характеризуется равенством цены и средних издержек.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot