Предложение – это весь объем готовой продукции и услуг, представленных на рынке, которые производители могут продать по текущим ценам.
Рыночная экономическая система
Экономическая система – это комплекс хозяйственного взаимодействия между субъектами, сложившийся на основе действующего экономического механизма и отношений собственности.
В экономической науке рассматривают четыре вида экономических систем:
- Традиционная система характеризуется низким уровнем технического и технологического оснащения производства, зависимостью от внешних инвестиций и сильной ролью государства в распределении доходов. Характерна для слабо развитых стран.
- Командная система широко использовалась в коммунистических странах, где главная экономическая роль отвалилась государству, а народ выступал в качестве владельца имущества.
- Рыночная система характеризуется свободой субъектов, независимостью их действий, конкурентной средой, равновесным ценообразованием. Здесь действует рыночный механизм, который способен уравновешивать объем предложения и спроса.
- Смешанная система включает в себя элементы всех вышеперечисленных систем.
Большинство стран мира придерживается рыночной модели отношений. Свобода субъектов в ней порождает конкурентную борьбу между субъектами за лучшие условия существования. Конкуренция приводит в действие рыночный механизм, который устанавливает баланс между спросом и предложением.
Определение спроса и предложения
Вся экономика строится на том, что общество нуждается в благах в условиях ограниченности ресурсов. Совокупный покупатель, состоящий из домашних хозяйств, государства и частных предпринимателей, образует совокупный спрос или платежеспособную заинтересованность в определённом благе. Размер величины спроса характеризуется тем количеством благ, которые готовы купить покупатели по текущим ценам.
Спрос может быть потребительским, индивидуальным, рыночным, на факторы производства. Его величина определяется следующими факторами:
- рекламой;
- потребительскими ожиданиями;
- модой и вкусовыми предпочтениями;
- доступностью благ;
- величиной доходов населения и так далее.
Предложение представляет собой весь объем готовой продукции и услуг, которые производители могут продать по текущим ценам. Величина предложения не всегда зависит от количества выпущенной продукции и объёма продаж. Ценой предложения называют минимальное значение цены, по которой производитель готов реализовать свой товар.
Структура предложения и его объем определяются потенциалом и масштабом производственного сектора. Но главным фактором предложения является платежеспособная заинтересованность покупателей в представленной готовой продукции и товарах, находящихся в пути.
Отличие спроса от предложения
Предложение и спрос лежат в основе рыночного механизма. С их помощью устанавливается баланс. Однако, это абсолютно разные величины, чьё несоответствие выражается в следующем:
- Спрос исходит от покупателя, а предложение от производителя или продавца. При этом спрос определяется готовностью к покупке определённого количества благ, а предложение – готовностью к продаже.
- Цена для спроса характеризует максимальное количество денег, которое готов уплатить покупатель за единицу блага. В случае предложения цена показывает минимальное значение, по которому производитель готов продать созданное им благо.
- Различие заключается в факторах влияния, определяющих объем спроса или предложения.
Таким образом, спрос и предложение имеют разную направленность, что обеспечивает их взаимодействие и уравновешивает их.