Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценовая политика монополистов

Определение 1

Ценовая политика – это механизм установления цен, методы их определения в разных условиях хозяйствования, в отношении различных товаров и услуг.

Ценовая политика формируется разными субъектами экономики в опоре на разные принципы и закономерностями. Она зависит от типа рынка и вида деятельности конкретного хозяйствующего субъекта.

В условиях монополии политика ценообразования имеет свои особенности. Они связаны с отсутствием конкурентов у монополистов и возможностями оказание воздействия на ценообразование.

Основы ценообразования монополистов

Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополистом в силу занимаемых им лидирующих рыночных позиций и ограничения конкуренции за счет своего монопольного положения.

Монопольная цена ориентирована на максимизацию прибыли монополиста. Причем, происходит не просто максимизация прибыли, но и осуществляется получение сверхприбыли, которую невозможно получить в условиях свободной конкуренции.

Монопольная цена в разы превышает реальную рыночную цену конкретного товара или услуги. Она заставляет потребителей платить больше за товар или услугу.

Сущность монопольной цены заключается в следующем:

  1. Реализация перераспределения продукта между хозяйствующими субъекта.
  2. Отражение рациональности и эффективности ведения высокотехнологичного производства.
  3. Возможность получения сверхприбыли за счет эффекта масштаба.

Фирма-монополист может использовать два типа ценовой политики:

  1. Установление одной цены на все единицы реализуемой продукции.
  2. Реализация стратегии ценовой дискриминации, характеризующейся установлением вариативных цен на один и тот же товар для разных потребителей или реализацией разных объемов продукции по разным ценам.

Выбор оптимальной ценовой политики монополистом является важным аспектом его дальнейшего развития и эффективного функционирования.

«Ценовая политика монополистов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Установление цен монополистами реализуется в зависимости от степени их монопольной власти. Если фирма функционирует в условиях рынка монополистической конкуренции, то не обладает возможностями серьезного воздействия на цены, поскольку, установление слишком высокой цены обеспечит переход потребителей к конкурентам, реализующим продажу товаров-заменителей.

Отклонения монопольных цен вниз или вверх от статистически рассчитанной цены производства: (себестоимость продукции плюс средняя норма прибыли) носят относительно устойчивый и стабильный характер. Монополисты ориентируются на установление монопольно высоких цен, превышающих средний уровень рыночной цены или же, устанавливают монопольно низкие цены для захвата большей доли рынка и переориентации потребительского спроса. Монопольные цены подвержены значительным колебаниям.

Структура монопольной цены

Как уже было отмечено, специфика монопольной цены заключается в ее установлении выше рыночной. Это сопряжено с тем, что при установлении цены монополист ориентируется не просто на получение прибыли, а на формирование сверхприбыли, поскольку, обладает возможностью ее получения. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

Рмон = Р1 + Р2 + РЗ,

где;

  • Р1 — средняя прибыль, которую получают предприниматели, реализуя деятельность в условиях конкурентной борьбы (в данном случае имеет место быть межотраслевая конкуренция);
  • Р2 - обычная сверхприбыль, которую получают предприниматели, реализующие новаторскую направленность деятельности, внедряющие инновации, совершенствующие технологии и реализующие новые направления деятельности, нехарактерные для конкретного рынка;
  • РЗ - монопольная сверхприбыль, получаемая за счет наличия у монополиста особого положения и особой власти, позволяющей без несения потерь оперировать ценами.

Монопольная цена имеет специфическую структуру. В ее состав входят следующие компоненты:

  • расходы на научные исследования и конструкторские разработки (до 10 %);
  • амортизационные отчисления (свыше 10 %);
  • расходы на рекламу и организацию сбыта (иногда до 25 %).

В монопольной цене преобладает удельный вес прибыли по сравнению с ценами на продукцию немонополистических предприятий. Важно отметить, что установление монопольной цены, направленной на получение сверхприбыли монополиста, носит неустойчивый характер. Такая цена ориентирована на свое сохранение в краткосрочной перспективе. Удержать такую цену в течение длительного времени невозможно. получение сверхприбыли монополистом обуславливает привлечение в отрасль других предпринимателей, которые могут оказаться крупными игроками рынка. Происходит потеря власти монополиста в долгосрочной перспективе.

Важно отметить, что учет спроса потребителей играет важную роль при формировании монопольной цены. поскольку, завышение цен на определенную продукцию не всегда обеспечивает сохранение стабильного спроса на нее.

Для сохранения монопольных цен монополистом реализуется деятельность по двум направлениям:

  1. Создание искусственного дефицита товаров, обеспечивающего повышение цен на них.
  2. Расширение объемов выпуска при снижении цен. Здесь, важно применение ресурсосберегающих технологий, поскольку, рост объемов выпуска приводит к повышению расходов производителя.

Когда монополист принимает решение об объемах выпуска, которые будут отвечать заданному им уровню цен, обеспечивающему получение сверхприбыли, он осуществляет уравнивание величин предельных издержек с предельной выручкой от реализации. Происходит формирование представлений о количестве единиц производства Qm и через обратную функцию рыночного спроса P(Q) формируется уровень цен Pm. Если сформированная цена не отвечает уровню, запланированному монополистом, то он реализует деятельность по ее достижению, посредством изменения производственных процессов, технологий в целях сокращения величины издержек.

Максимизация прибыли монополиста имеет следующее графическое представление:

График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На графике представлена реализация однородного товара по единой для всех покупателей цене Pm. В этом случае формируется потребительский излишек (площадь треугольника APmE). Фирма монополист обладает возможностями захвата части этого излишка в целях увеличения своей прибыли. Для этого может производится дифференцированный товар или применяться ценовая дискриминация.

Дата последнего обновления статьи: 03.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot