Антимонопольное регулирование – это совокупность правовых и институциональных механизмов, ориентированных на устранение угроз свободного конкурентного взаимодействия всех участников рынка и обеспечение полноценного и рационального функционирования рыночного механизма.
Антимонопольное регулирование является трудоемким и значимым процессом. Оно реализуется во всех государствах и имеет свои особенности, сопряженные со спецификой развития рыночной системы и рыночных отношений в конкретный временной период.
Целевые ориентиры антимонопольного регулирования в РФ
Основной целью реализации антимонопольного регулирования является устранение монопольного рыночного влияния, отрицательных аспектов функционирования монополий и минимизацию создания монопольных рыночных структур.
Монополии отрицательно сказываются на функционировании рыночного механизма, поскольку препятствуют развитию конкуренции и приводят к захвату рынков отдельными компаниями и невозможностью проникновения на рынок других участников.
Помимо основной цели, антимонопольное регулирование государства нацелено на:
- создание благоприятной рыночной среды, в которой взаимодействие хозяйствующих субъектов будет опираться на принципы добросовестной конкурентной борьбы;
- устранение препятствий для развития конкуренции в сфере нормативного регулирования экономической деятельности;
- устранение любых возможностей занятия доминирующей рыночной позиции различными хозяйствующими субъектами;
- устранение монопольной власти и монопольного влияния органов государственной власти;
- устранение монопольного диктата при функционировании естественных монополий;
- формирование правового режима деятельности, ориентированного на регулирование ответственности хозяйствующих субъектов в случае ухода от принципов добросовестного конкурентного противостояния.
Государство применяет различные санкции для предотвращения создания монополий и их разрушения:
- во-первых, вводит законодательные основы, препятствующие слиянию компаний;
- во-вторых, разрабатывает систему административных наказаний за ненадлежащее рыночное поведение, а также, уголовная ответственность за совершение экономических преступлений;
- в-третьих, проводит прямую демонополизацию, ориентированную на разбиение монополии на мелкие отдельные компании, функционирующие на автономных началах.
Основными методами антимонопольного регулирования являются:
- Методы мониторинга наличия монопольного рыночного влияния и степени развития рыночной конкуренции на конкретных рынках или рыночных сегментах.
- Методы ограничения монопольного рыночного влияния. Это, в основном, касается деятельности естественных монополий.
- Метод запрета на установление монопольного ценообразования.
- Методы поддержки реализации здоровой рыночной конкуренции.
Основы антимонопольного законодательства России
Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, принятых в различные годы. Ведущую роль среди них играют законы, определяющие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Также, в регулировании участвуют законодательные акты общего характера: Закон «О правительстве», Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
В настоящее время антимонопольное регулирование осуществляется в опоре на следующие законодательные акты:
- Конституция РФ. Она обеспечивает функционирование свободной конкуренции на всей территории страны и утверждает свободу экономической деятельности, а также утверждает запрет деятельности по монополизации экономической деятельности.
- Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.). Он направлен на поддержание здорового конкурентного противостояния.
- Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Он определяет деятельность естественных монополий. Их функционирование является законным и необратимым явлением. К примеру, существует единственная компания, реализующая железнодорожные перевозки - РЖД. Она является монополистом в данной сфере деятельности, полностью контролируя цены на пассажирские и грузовые перевозки.
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе ". Он касается пресечения фактов распространения ненадлежащей рекламы, распространение недостоверных фактов о товарах, работах и услугах.
- Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Он устанавливает основы защиты конкурентной борьбы, базирующейся на легитимных и добросовестных началах. Закон ориентируется на обеспечение свободы экономической деятельности и создание оптимальных условий рыночной деятельности и рыночного взаимодействия.
- Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Он регулирует деятельность объединений, создает правовую базу для формирования финансово-промышленных групп, устанавливает основы их функционирования и порядок ликвидации.
Таким образом, антимонопольная политика играет ведущую роль в регулировании рыночных отношений. Она представляет собой механизмы регулирования процессов формирования монополий, установления препятствий их формирования, защиты конкуренции и устранения отрицательных последствий деятельности естественных монополий.
В ходе реализации антимонопольной политики осуществляется пресечение монопольных злоупотреблений, посредством использования основного инструмента антимонопольного регулирования - антимонопольного законодательства РФ. Оно включает в себя большой перечень законодательных актов, устанавливающих порядок осуществления рыночного взаимодействия и действий органов государственной власти в сфере защиты конкуренции, контроля рекламы и деятельности естественных монополий.