Рыночное равновесие – это баланс спроса и предложения на конкретном рынке.
Рыночное равновесие означает равенство величины спроса величине предложения при конкретном уровне цен.
Основные подходы к формированию равновесия на рынке
Анализ формирования равновесного рыночного состояния на уровне микроэкономики опирается на следующие подходы:
- Рыночное равновесие по Вальрасу.
- Крест Маршалла.
Впервые, вопросы установления рыночного равновесия были исследованы и проанализированы Леоном Вальрасем. Им была разработана модель формирования равновесной цены, затрагивающая аспекты установления общего экономического равновесия в опоре на взаимосвязь рынков готовой продукции и факторов производства в условиях конкурентного рыночного противостояния.
Ключевым моментом аналитических исследований достижения равновесной цены Вальраса стала разница в объемах спроса или предложения. При наличии переизбытка спроса и недостаточности предложения для его удовлетворения при заданном уровне цен, реализуется повышение цен до момента реализации сформированного излишка.
Графическое представление достижение данного равновесия имеет вид:
Рисунок 1. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вальрас дал и математическое обоснование своего анализа:
Рисунок 2. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными положениями его теории являются:
- Наличие устойчивой и обусловленной связи между ценами на рынке товаров и на рынке факторов производства. Только при взаимодействии данных рынков может быть достигнуто равновесие на каждом из них.
- Достижение равновесие возможно на любом рынке, независимо от его структуры и типа, направленности деятельности.
- Доход продавца от реализации продукции направляется на приобретение потребительских товаров и факторов производства т.е. реализуется новый спрос.
- Предложение порождает собственный спрос, и они автоматически уравновешиваются.
- Формирование рыночного равновесия является относительно устойчивым явлением.
Важно отметить, что подход Вальраса является идеализированным. Он не учитывает того факта, что производители и потребители, в большинстве случаев, не знают свои функции спроса и предложения и иные параметры рыночной конъюнктуры.
Подход А. Маршалла к установлению рыночного равновесия заключается в его установлении за счет превышения цены спроса над ценой предложения или обратного превышения цен. Продавцы осуществляют оперирование объемами выпуска в зависимости на изменение рыночной цены.
А. Маршалл описывает рыночное равновесие в долгосрочном периоде, поскольку имеются сложности с оперированием объемами выпуска – быстрым реагированием на изменение спроса и цены в краткосрочном периоде. Довольно сложно оперативно перестроить производственный процесс, увеличить производственные мощности. Таким образом, происходит анализ состояния дефицита товаров. Взаимодействие спроса и предложения на рынке ведет к установлению рыночного равновесия, которое позволяет определить равновесную цену и равновесное количество товара.
Графическое представление равновесия Маршалла получило название «Крест Маршалла». Он имеет вид:
Рисунок 3. «Крест Маршалла». Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ключевым моментом данного подхода является разность цен P1 и P2. От величины разрыва между данными ценами зависит формирование стимулов для увеличения предложения. Оперирование объемами выпуска продукции обеспечивает сокращение данного разрыва, что, в конечно итоге, приводит к становлению равновесия.
В своем анализе А. Маршал подчеркивает значимость полезности и затрат при определении цены товара. Его теория равновесия считается не абсолютной. Ее именуют «теорией частичного равновесия». Это обусловлено тем, что установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, т. е. на микроуровне. Маршалл не рассматривает достижение равновесия на отдельном рынке. Он анализирует его в масштабах всей экономики. Издержки производства Маршалл определяет как усилия и жертвы, необходимые для производства товара со стороны рабочего и капиталиста. При этом, негативное восприятие производственных процессов возникает и у капиталистов, и у рабочих. При этом оно является разномасштабным.
Анализ равновесия согласно двум основным подходам характеризуется наличием общих черт. Они связаны с наличием переменных, которые носят постоянно изменяющийся характер: время и цена.
Устойчивость рыночного равновесия во времени
Достижение рыночного равновесия сопоставляется с равенством объема предложения величине спроса при конкретной цене. Данная цена устраивает всех субъектов рыночных отношений. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.
При установлении устойчивого равновесия т.е. отсутствие возможности отклонения рыночной цены от равновесного состояния под воздействием сторонних факторов и наличие возможностей у рынка возврата к равновесию самостоятельным образом, может носить как абсолютный, так и относительный характер. Устойчивое равновесие, в свою очередь, может быть абсолютным и относительным.
Возможные варианты установления устойчивого равновесия представлены на рисунке:
Рисунок 4. Возможные варианты установления устойчивого равновесия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Когда происходит установление равновесной цены, лишь, в определенных пределах ее колебаний, то сформированное состояние рынка именуется локальным равновесием. При этом устойчивость достигается исключительно в интервале от P2 до P3.
Глобальное равновесие устанавливается при любых колебаниях цен т.е. независимо от отклонения цены от равновесного состояния рынок сохраняет устойчивое равновесие.
Зачастую, отклонения цен от равновесной точки носят циклический характер. Это означает, что они периодически затухают, а периодически активно колеблются.
Достижение равновесного состояния рынка и сохранение его устойчивости невозможно при равномерных колебаниях цены, а также, при их взрывном характере.
Отклонение рынка от равновесного состояния сопряжено с его стремлением к нему возвратиться. Это основной экономический закон, который обуславливает специфику поведения рыночных субъектов в ситуации отклонения рынка от равновесного состояния.