Экономика Индии
Индия – активно развивающееся аграрно-индустриальное государство с развитой промышленностью.
Современная Индия входит в топ-5 стран мира по объемам ВВП. За годы, прошедшие с момента обретения Индией независимости от Британии стране удалось проделать огромный путь.
Современная индийская экономика носит противоречивый характер. С одной стороны Индия считается одним из богатейших по наличию природных ископаемых государств мира. С другой стороны, аграрно-индустриальная отрасль, в которой занята большая часть населения страны, отличается плачевным состоянием. Несмотря на высокий уровень развития промышленности, Индия считается одной из стран с низкими доходами на душу населения.
В общем виде структура индийской экономики представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура экономики Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом отмечаются устойчивые темпы роста национальной экономики. Сама экономика развивается за счет различных отраслей народного хозяйства. Одной из таких отраслей и выступает машиностроение. Рассмотрим его более подробно.
Машиностроительная отрасль Индии
Машиностроение – это одна из главных отраслей обрабатывающей промышленности Индии.
В структуре индийской экономики отрасль машиностроения занимает далеко не последнее место. Доля машиностроения в экономике страны составляет более 10 % и продолжает активно расти. Ежегодно для нужд машиностроительной отрасли Индия завозит от 20 до 60 % различных цветных металлов.
В настоящее время можно выделить четыре основных центра машиностроительной отрасли страны. В общем виде они представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Ключевые центры машиностроения в Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ведущими центрами машиностроения в Индии считаются Мумбаи (Бомбей), Калькутта, Бенгалуру, Ченнаи и Хайдарабад. В них можно встретить таких гигантов, как заводы тяжелого машиностроения в Ранчи, тяжелого электрооборудования в Хардваре, горношахтного оборудования в Дургапуре. Одним из крупнейших экспортеров автомобилей считается город Ченнай – здесь представлено порядка 1/3 всего автопрома.
На северо-востоке страны, в таких городах, как Бхопал, Дургапур, Ранчи и Читтараджан, развито тяжелое машиностроение. В северных регионах Индии преобладает машиностроение энергетического типа. В Мадрасе расположен крупнейший в стране вагоностроительный завод. Точное машиностроение представлено в Хайдарабаде. В Вишакхапатнаме развито судостроение. Авиационная промышленность и электротехника активно развиваются в Бангалоре. Примечательно, что многие машиностроительные заводы страны в свое время были построены с помощью бывшего Советского Союза.
Помимо прочего машиностроение Индии занимается изготовлением тепловизоров, летательных аппаратов, а также металлорежущих станков, кораблей, тракторов и автомобилей.
По объемам изготовления радиоэлектронной промышленности Индии удалось выйти на второе место во всей Зарубежной Азии. Сегодня индийская экономика производит различного рода радиоаппаратуру, средства связи, телевизоры, ЭВМ. По некоторым подсчетам по численности инженерных и научных кадров Индия уступает лишь некоторым развитым странам мира.
Несмотря на то, что сама отрасль машиностроения в Индии активно развивается, страна еще не способна полностью удовлетворять свои потребности в продукции машиностроения.
Место и роль машиностроения в экономике страны
Итак, как уже стало ясно, отрасль машиностроения в современной Индии обеспечивает производство разнообразной продукции. Перспективы ее развития довольно высоки, а само развитие носит преимущественно интенсивный характер.
В значительной степени машиностроение в Индии определяется развитием транспортной отрасли. Индия в больших количества выпускает:
- тракторы,
- автомобили,
- локомотивы,
- вертолеты,
- самолеты.
В процессе задействовано множество географически разбросанных производств. Локомотивы активно производят в Варанаси, дизели – в Колкатпи и Мумбаи, самолеты – в Мадрасе, железнодорожные вагоны – в Ченнаи, речные и морские суда – в Вишакхапатнами и Мумбаи. В последние годы активно развивается сфера тяжелого машиностроения в таких городах, как Ранчи и Дургапур. Помимо старых отраслей тяжелого металлоемкого машиностроения происходит активное развитие наукоемких и трудоемких отраслей, использующих дешевую рабочую силу. Сюда могут быть отнесены предприятия, на которых собираются велосипеды, мотоциклы, бытовая техника. Здесь же разрабатываются компьютерные программы.
К числу наиболее известных индийских компаний, занятых в отрасли тяжелого машиностроения, можно отнести:
- Tata Motors (является крупнейшим производителем легковых и грузовых автомобилей);
- Pipavav Defence and Offshore Engineering (представляет собой крупнейшую частную судостроительную компанию страны);
- Hindustan Aeronautics Limited (является ведущей компанией в сфере авиастроения и специализируется на производстве авиадвигателей, вертолетов и самолетов).
Эти компании вносят ощутимый вклад в формирование валового внутреннего продукта страны и являются одними из крупнейших налогоплательщиков.
Стоит отметить, что в сфере тяжелого машиностроения для облегчения производственных циклов все чаще применяются современные наукоемкие разработки и робототехника в то время, как в более легком производстве основным ресурсом сборочных процессов по-прежнему остается живая рабочая сила.
На сегодняшний день машиностроение занимает довольно ощутимое место в индийской экономике. Большая часть промышленных отраслей Индии обеспечивается благодаря собственному машиностроительному комплексу. На сегодняшний день силами индийской экономики производятся практически все виды оборудования. В сфере машиностроения функционирует свыше 40 предприятий, располагающихся в крупнейших городах страны.
В общей сложности на долю машиностроения приходится более 11% ВВП страны. Для индийской экономики эта отрасль также создает довольно много рабочих мест, а сама продукция машиностроения используется как для внутренних нужд, так и направляется на экспорт.